goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

"12" Михалкова и "12 разгневанных мужчин" Люмета

Недели 2 назад был у меня культурный вечер - в Карофильме в Европейском отсмотрел я с перерывом в пол часа 12 его Высочества Н.С.Михалкова, и 12 разгневанных мужчин
смерда и простолюдина 4-ы номинированного на "Оскар" Сидни Люмета.
Скажу сразу - фильмы это разные, поэтому сравнивать их все равно, что сравнивать мокрое и теплое. Но сказать о фильмах стоит, они того стоят - простите за глупый каламбур.
Сюжет, надеюсь, все примерно знают. 12 присяжных оправдывают от смерти паренька, которого судят за убийство собственного отца.
В "12" это маленький чеченец, отец которого, простой русский офицер, вывез его с фронта.
Именно фронта - флэшбэком постоянно показываются руины Сталинграда так, как я себе из представляю, подбитый БТР и собака, бегущая по улице с отгрызенной человеческой рукой.
В "12 разгневанных мужчин" это пуэрто-риканец(главный, видимо, жупел ВАСПА в Америки 50-х), который заколол своего папашу(такого же уголовника), постоянно избивавшего и всячески измывавшегося над юнцом.
Отсюда и разность фильмов.
Михалков снял социальную драму. Так, как он видит, он пытается описать как жить нужно, и особенно - как жить нельзя. Зная творчество его Высочества, примерно понятно, что можно и нужно ожидать "православие, самодержавие, народность". Так оно во многом и получилось. Фильм вышел несколько гротескным, демагогичным и нравоучительным.
Но что не отнять у талантливого чертяки, так это чувство стиля.
Отличные актеры, именно подобранные друг к другу. Специально подогнанные, как мне кажется. Красивая и богатая картинка, не смотря на то, что все по существу снято в спортивном зале школы. Хорошее сосотношение смешных и трагичных моментов. Рука Михалкова еще очень и очень сильна!
Но еще более, чем рука режиссера, в фильме чувствуется рука актеров - некоторых в большей, некоторых в меньшей степени. Это фильм человеческих жизней, фильм историй, которые с разным талантом показывают нам немолодые и искусственно изуродованные(морщины, мешки под глазами, лысины, видимо, чтобы приблизить к народу) люди. По очереди каждый, иногда все вместе, перебивая друг друга, иногда просто в звенящей тишине они просто говорят о себе. И это очень цепляет.
По персонажам - Маковецкий, кроме последних 15 минут, очень силен. Почти гениален Гармаш. Неожиданно силен Ефремов. Петренко, пенсионер, уже свое отыграл. Гафт - школа, но без искры. Стоянов неожиданно силен. Точнее, для меня ожидаемо - я всегда подозревал, что он хороший актер. Остальные особо не выстрелили и не слажали.
Общее мнение(его много говорили в блогах) - его Величество испортил концовку фильма. Когда он не открывал рот, а назидательно смотрел на охлос, было ничего. Как только открыл рот - фильм и скатился в демагогию и пафос. Царская личина начала светить. Я к этому мнению присоединюсь.
"12 разгневанных мужчин" Люмета - психологическая драма. Причем, что важно, психологическая герменевтическая драма. В кабинете с неработающим кондиционером, в очень жаркий день заперты обычные американцы. Один немец-эммигрант, один глава фирмы, один рабочий, один архитектор, один старик на пенсии и т.п. Всем жарко, плохо, все спешат, и нужно убить этого чертового пуэрториканца побыстрее.
Схватка характеров, борьба плохого и хорошего в душе, равнодушие к чужой жизни - и к своей - все это Люметом показывается очень качественно, живо и достоверно. Постепенно исчезают приметы времени, и остаются только людские обнаженные характеры. И кажется, что сама природа не выдерживает этого соприкосновения.
Вот этот "вкусный" этюд и превращает Люметовскую судебную драму, жанр на тот момент популярный в Америке, вспомните хотя б Гарднера, в фильм, который живет уже 10-летия.

Безусловно, и тот и тот фильм очень хороши. Хороши, повторюсь, по своему, потому что фильмы абсолютно разные. Каждый из сильных режиссеров истолковал пьесу по своему.
И смотреть их нужно, особенно его Величество маст си, потому как его талант развернулся на полную силу, после невнятных прошлых халтур.
А чтобы проиллюстрировать разницу, опишу концы фильмов.
У Михалкова Маковецкий подходит к иконе, целует ее, и ясно, что все у нас будет хорошо, и что Россию спасет Бог.
А у Люмета Генри Фонда выходит из суда, закуривает сигарету, с видом очень уставшего, но хорошо потрудившегося человека, и уходит в дождь. И ясно, что вот такие простые, но хорошо потрудившиеся парни спасут Америку.
Tags: не говнофильмы
Subscribe

  • Продолжаю смотреть «Хранители»

    Детали решают. Герой сериала «Хранители» Зеркало подрабатывает в маркетинговых фокус-группах, потому что прекрасно распознает ложь. Кроме того, он…

  • Почему футбол не интересен?

    Читал довольно много в соцсетях отзывов о том, что футбол как зрелище радует людей моего плюс минус возраста все меньше и меньше. Раньше, мол,…

  • Forza, England!

    Слушайте, у меня ж тут много менеджеров высокопоставленных. Давайте поклянемся никогда-никогда не брать на работу сотрудников ВГТРК и особенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Продолжаю смотреть «Хранители»

    Детали решают. Герой сериала «Хранители» Зеркало подрабатывает в маркетинговых фокус-группах, потому что прекрасно распознает ложь. Кроме того, он…

  • Почему футбол не интересен?

    Читал довольно много в соцсетях отзывов о том, что футбол как зрелище радует людей моего плюс минус возраста все меньше и меньше. Раньше, мол,…

  • Forza, England!

    Слушайте, у меня ж тут много менеджеров высокопоставленных. Давайте поклянемся никогда-никогда не брать на работу сотрудников ВГТРК и особенно…