goldoff

Categories:

Ухо Малха и поцелуи

У вчерашнего Луи Финсона есть картина на забавный и не слишком мне знакомый сюжет - «Христос исцеляет ухо Малха» (картинка 2).

Малх – слуга первосвященника, участвовавший в аресте Христа. О нем пишут все евангелисты, хотя только Иоанн Богослов упоминает имя, сообщая, что Петр отсек Малху ухо мечом. На картинке 1 на иконе XII века «Поцелуй Иуды» кисти неизвестного мастера мы видим крайне деловитого Петра за этим интересным занятием.

Текст от Иоанна, цитата, – «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?». А далее родилась одна из главнейших максим христианства «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Но это уже у Луки.

В цитате есть имена, действие, реакция, все, кроме «почему ему?», «почему ухо» и «почему Петр не убил Иуду, раз уж был с оружием». Кстати, главная копия меча хранится в Познани, а его возраст и происхождение датируется от I века Римской империи до Польши XIV века. Он на картинке 3. Гравировка на мече гласит, что все же «В начале было Слово».

Почему Петр не убил Иуду - потому что не узнал в нем на тот момент предателя. Иуда вел себя как достойный ученик, целовал Христа и всячески ему радовался. Это, пожалуй, ответить проще всего. Почему Малха? По некоторым версиям, Малх был таинственным соратником, впустившим Иисуса и апостолов во двор Анны, где все произошло. Поэтому Петр именно его принял за предателя. А правое ухо, которое отдельно подчеркивает Иоанн, было отрублено из-за символизма. Этот орган был важным при служении в Храме. То есть Петр лишил Малха возможности поклоняться Богу и вырасти в церковных чинах. А Христос раба исцелил, подчеркнув, что Богу угоден любой.

В апокрифах про Малха сказано кое-что еще. Что он принадлежал Анне, и что именно он ударил Иисуса по щеке, сказав «Так отвечаешь Ты первосвященнику?». За что был осужден на вечное пребывание в подземном склепе, где он ходит безостановочно вокруг столба. В связи с чем в итальянских преданиях и Вечного Жида называют иногда Малхом.

Сюжет про Малха или, шире, про арест Христа, в живописи крайне популярен. Там есть мастерство - попробуй написать много людей. Есть саспенс - не каждый день уши режут. И есть, что главное, идея о том, что Бог приветит и исцелит всех. Даже заблуждающегося карьериста.

На картинке 4 кусок алтаря работы Дуччо ди Буонинсенья(XIV век). На 5 картинке Грегуар Герард (XVI век). На 6 картинке Джотто (XIV век). Это одна из любимейших картин Эдуарда Лимонова. На картинке 7 Джеймс Тиссо (XIX век). Ван Дейк (XVII век) и его одна из 3-х работ «Предательство Христа» на картинке 8. Дирк Баутс (XV век) на картинке 9. Ну и аноним, известный как Maître de Dreux Budé (XV век), как подтверждение популярности, на картинке 10.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.