goldoff

Category:

Картины про Святого Иеронима

Почему Иеронима рисовали более 500 раз, или Святой-покровитель ЧГКшников.

По результатам замечания к искушениям святых, прочел я про Святого Иеронима. Тяжело его узнать на картинах или нет? Спойлер: не тяжело, но одновременно может быть сложно.

Кликбейт. В Италии было сделано более 400 работ со Святым Иеронимом, в Нидерландах более 80, в Германии и Испании по 20, во Франции 6. Это только на сюжет «кающийся Иероним». Получается, он был чуть ли не самым популярным святым в живописи, особенно во время и сразу после Возрождения. Почему так? Дело точно не только в количестве художников и силе школ.

Иероним Стридонский один из 4-х Великих Учителей Западной Церкви. Одна из причин популярности на поверхности - его известность, медийность. Родился в первой половине IV века в Далмации, это нынешняя Черногория, славянин. Умер в 419 или 420 году, в Вифлиеме (картинка 2 с его статуей у церкви Святой Екатерины). Это западный святой, в Православии он почитается, но не так широко, скорее как ученый-аскет. Тогда как заслуги его в Католичестве неизмеримы.

Главное его достижение: он перевел на латынь и отредактировал Ветхий и Новый Завет. По Библии Вульгата молятся более 1500 лет. Важны три вещи: Иероним пользовался не только старыми латинскими переводами и греческой Септуагинтой, но и множеством еврейских источников; был использован язык простонародья, а не яйцеголовая латынь снобов-умников; Иероним декларировал и защищал не перевод «слово в слово», а перевод «мысль в мысль». Ему важно было передать дух первоисточников, смысл, идею, а не букву. Это сложнейшая тема, насколько верно был выполнен перевод. Ведь богословы хвалят и ругают его начиная с создания. Правда, это не мешало множеству Пап признавать Вульгату самой правильной Библией среди всех. А самого Иеронима сделать покровителем переводчиков.

Итак, вторая причина популярности этого Святого – он был и является одним из столпов западной цивилизации. Практически вся борьба идей строилась либо на использовании, либо на отрицании работы Иеронима. Еще раз. Абсолютно вся идеологическая жизнь всей цивилизации была основана на труде одного человека. Даже в Союзе можно было аппелировать к Ленину, Сталину, отцам-основателям Марксу и Энгельсу и более мелким подвижникам. А на Западе без Вульгаты никуда. Поэтому Иеронима можно было рисовать бесконечно, любой бы узнал и оценил.

Третья причина: четко выраженные сюжеты и символы святого. Его можно было писать, так сказать, на школу. Нарабатывая мастерство и набивая руку через сравнивание себя с мастерами прошлого и настоящего. Иеронима чаще всего писали в келье, с книгой, пишущими приборами, песочными часами, черепом, львом, совой, в кардинальской шляпе или целиком в кардинальской одежде. Ну и камень, о нем ниже. Основные образы: кающийся грешник, ученый и Отец Церкви. Основные сюжеты: покаяние в пустыне, бичевание ангелами, видения и искушения, работа кардиналом (хотя кардиналом он так и не стал), притча со львом, причащение перед смертью. Как в сонете или хокку, есть определенные жесткие правила, соблюдая которые или по-умному нарушая, мастер может показать кисть и мысль.

Предыдущие три причины важны, но есть еще одна, как мне кажется, самая горячая, которая побуждала особенно итальянцев рисовать и рисовать бьющего себя в грудь камнем Иеронима. Дело в том, что он был реально хорошо образован. Нам, нынешним, такого просто не понять. Тогда из-за ограниченности информации можно было узнать по интересующему вопросу все. Ну как прочесть весь интернет сейчас. Или вызубрить всю Британику. Или выучить вообще все слова русского языка со всеми диалектами. А хорошее образование в то время это знание прежде всего античных авторов. Причем, Иероним любил Античность. Любил те книги, любил тех авторов. Восхищался их жизнью. А это все конфликтовало с церковными канонами, называвшими Античность язычеством и слегка бесовщиной. Вот основной конфликт жизни Иеронима.

Даже его главное видение, на сюжет которого написано более 500 картин, говорит так. «Много лет назад, когда я хотел ради Царства Небесного удалиться от дому, родителей, сестры, знакомых и, что еще труднее этого, от привычки к роскошной жизни и отправиться в Иерусалим, я не мог вовсе оставить библиотеку, с такими заботами и трудами составленную мною в Риме. И таким образом я, окаянный, постился и намеревался читать Туллия. Чуть иногда я приходил в себя и начинал читать пророков, меня ужасала необработанность речи; слепыми глазами не видя света, я думал, что виной этого не глаза, а солнце. Когда таким образом играл мной древний змий, почти посередине Четыредесятницы напала, разлившись по внутренностям, на мое истощенное тело лихорадка и, не давая отдыха (что сказать даже неимоверно), так пожирала несчастные члены, что у меня едва оставались кости. Недалеко было до похорон; жизненная сила души при совершенно уже остывшем теле билась в одной только едва теплевшей груди; как вдруг, восхищенный в духе, я был представлен к Престолу Судии, где было столько света, столько блеска от светлости окружавших, что, упав на землю, я не осмеливался взглянуть наверх. На вопрос о том, кто я, я назвал себя христианином. Но Восседавший сказал: “Лжешь, ты цицеронианин, а не христианин; ибо где сокровище твое, там и сердце твое».

На одной чаше весов книжная мудрость и любовь к чтению, на другой – вера. Одной рукой мы должны прославлять Писание, другой хочется повторять и улучшать древнее искусство. Тут не только грудь, голову себе камнем разобьешь. Эта коллизия была очень понятна и разделяема всеми художниками XV и далее веков. Цицеронианин или христианин? Вот главный вопрос западного искусства на более чем 200 лет. Поэтому Иероним, который так и не ответил для себя на этот вопрос до конца.

Резюмируя: Святого Иеронима узнать чаще всего легко. По символам и сюжетам. Проблемы могут быть чисто из-за количества работ с ним, многие из которых каноны нарушали. Ну и чтобы попасть в нерв, нужно отвечать на главные вопросы поколения, или хотя бы формулировать их. Ведь Библию уже перевел Святой Иероним, в этом прославиться будет сложно.

А на картинках различные изложения сюжета «Кающийся Святой Иероним». Картинка 1 – Лука Синьорелли, 1500 год. Картинка 3 – Лукас Кранах Старший, одна из нескольких его работ на тему. 1525. Картинка 4 – Ян ван Хемессен, 1543. Картинка 5 – Жорж де Латур, 1630. Картинка 6 – Антонис Ван Дейк, 1621. Одна из нескольких работ. Картинка 7 – Пьетро Перуджино, одна из нескольких работ, 1473. Картинка 8 Пьетро делла Франческо, 1450. Картинка 9 Козимо Тура, 1474. Картинка 10 Якопо Понтормо, 1528. Как вы понимаете, есть, наверное, и поинтереснее. Я старался показать разных.

И еще. Этот святой прекрасно подходит для покровительства «Что? Где? Когда?». Он любит книги, его символ сова, он работает с источниками, проверяет и перепроверяет. Ну и бьет себя камнем для удовольствия, что похоже на взятие большинства вопросов.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.