goldoff

Category:

Искушения святых в живописи

Легко быть сильным, когда ты никому не нужен. Попробуй быть сильным, если тебя искушают. От Михалыча в красных труселях, до куска хлеба голодному человеку – что только не подсунут бесы, чтобы сломить сопротивление. Заболтают, замутят, закрутят.

Наше нынешнее время довольно либерально к искушениям. Лови момент, пользуйся благами, ты у себя один. Ты этого достоин. Греши и не мучайся, на том свете разберемся. Тогда как сохранение себя в искусе было одной из главнейших идей христианства, а значит, одной из интереснейших тем европейского искусства. Немного познакомимся с картинами про это.

На картинке 1 карандашный рисунок Василия Сурикова «Искушение Христа». Сам Дьявол пришел к Христу во время 40-дневного поста в пустыне, куда он удалился после Крещения. Дьявол искушал Иисуса голодом, гордыней и верой, однако Христос сказал Vade retro, Satana, изыди, мол. Так просто, но очень сложно победив Врага рода человеческого. Логически, история иллюстрирует двойственную природу Христа и как себя нужно вести и бороться при такого рода коллизиях. Почему я выбрал Сурикова, при наличии десятка картин на этот сюжет? Потому что это какой-то незнакомый, сновидческий и фентезийный Суриков. Мистический, магический и галлюциногенный. Я не знал, что он так может. Сам сюжет, по-моему, второй по популярности в живописи на тему искуса.

На картинке 2 «Искушение Марии Магдалины» Якоба Йорданса. Здесь фламандское барокко сталкивается с колористикой и приёмами работы со светом Караваджо. Сама же история про то, как Марию Магдалину искушали вернуться в жизнь блудную и отречься от веры. Причем ее как подкупают, так заговаривают и даже угрожают.

Самый популярный сюжет про искушение. Я выбирал, чье «Искушение Святого Антония» показать, Босха или Дали. Как самые «на слуху». Хотя всего больше 20 художников написали про это. Выбрал Дали (3 картинка), оно более веселое и безумное. Объяснять обе работы можно бесконечно, люди себе на этом карьеры делали. Картина Сальвадора появилась благодаря кинематографу. Для фильма «Милый друг» потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям. Множество различных художников приняли участие в этом конкурсе, в том числе и великий сюрреалист, но победу одержал нонейм художник-эмигрант из Европы. Дали проиграл, но и победил. Получился весьма убедительный шедевр. Святой Антоний - отшельник IV века, в течение 20 лет живший в Фивадской пустыне в уединении. За это время бесы и Дьявол неоднократно искушали его едой и женскими телами, однако он не поддался, а когда почти сдался, сам Христос помог ему, поделившись своим опытом. И сказал, что он всегда был рядом и готовился подставить плечо.

На картинке 4 «Искушение Святого Илариона» Виктора Штемберга. Илариона пугали волчьим воем, визгом лисиц; звери скакали и прыгали вокруг него; их сменяли сражающиеся гладиаторы, либо умирающие, которые, корчась у ног святого, молили его о погребении. Однажды ночью его оглушили плач детей, блеяние стад, мычание быков, рыкание львов, вопль женщин, - великий шум, как бы от военного лагеря. Едва он крестом прогнал это чудо, как вот, новое: летит на него, при лунном сиянии, военная колесница, запряженная бешеными конями. Но больше всего Иллариона мучали едой и, как понятно из картины, женщинами. Виктор Штемберг русский художник, писал преимущественно портреты и, как понятно из картины, обнаженную женскую натуру. Из множества голых женщин, окружающих Илариона на похожих картинах различных мастеров, эта самая профессиональная.

На картинке 5 «Искушение Святого Фомы Аквинского» Диего Веласкеса. На протяжении двух лет родители Фомы держали сына взаперти, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский Орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но будущий монах и не думал сдаваться, он отбивался от нее с помощью горящего полена. Эту прекрасную историю написал Веласкес, добавив парочку ангелов, помогающих Фоме. Женщина и головешка присутствуют. Это расцвет Диего, период его главных картин. Поэтому и искушение весьма удалось.

На 6 картинке «Искушение Святого Бенедикта» маньериста Алессандро Аллори, XVI век. Черный дрозд, облик которого принял Дьявол, мазнул крылом по лицу будущего основателя Ордена Бенедиктинцев. Чем вызвал у него могучее плотское желание. Бенедикт почти сдался, но потом придумал спасение. Разделся догола, и улегся в крапиву и колючий кустарник. И стал читать Библию, пока похоть не отступила. Что мы и видим на работе Аллори.

Джованни Джироламо Савольдо с «Искушением Святого Иеронима» на картинке 7. Тоже пустыня, тоже голод и плотские желания. Интересно тут то, что долго не могли определить ни автора картины, ни Святого, изображенного на ней. Думали, что это какой-то голландец написал Антония. Помните, самый популярный сюжет. Однако, Иеронима определили по кардинальской мантии и песочным часам. А художника по венецианской школе.

Картинка 8 «Искушение Святого Сергия» современного питерского художника и иконописца Александра Простева. Он специализируется на важных для русского христианства святых – Сергии Радонежском, Ксении Петербургской, Петре и Февронии. Что до Сергия, то «бесовских искушений» он избегал не практикой «истязания плоти», но лишь строгим постом: – «Преподобный же, почувствовав нападение вражеское, подчинил себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божией был он избавлен от искушений». Что не совсем совпадает с западными практиками.

На картинке 9 Михаэль Пахер, поздняя австрийская готика, XV век. «Святой Вольфганг и Диавол». Нечистый искушает одного из 3-х главных немецких святых, доказывая по Книге Пророков, что его нет. Раньше считали, что это Святой Августин, которому Дьявол объясняет свое отсутствие. Но учитывая, что деревня Святого Вольфганга, церковь Святого Вольфганга и алтарь с картинами из жизни Святого Вольфганга, атрибуцию поменяли.

А на картинке 10, чтобы разбавить бесовщину, но не умаляя духовные подвиги, покажу работу Николая Густавовича Шильдера «Искушение». Это одна из двух русских картин, с которой началась коллекция Павла Михайловича Третьякова, она же нынешняя Третьяковская галерея. Хотя загадок вокруг картины множество, от времени написания, до поддельной расписки о получении денег, приписываемой Шильдеру. Сам Третьяков утверждал, что это чистая правда. Но через 40 лет после покупки, с большой вероятностью, забвл и перепутал детали.

Как показывает история и искусство, чем ты сильнее, тем тебя больше искушают. Думаю, все убедились в этом на примерн моей подборки. Но мы выдержим, мы русские, с нами Босх.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.