goldoff

Category:

Эдгар Дега как автор не танцовщиц

Про репутацию и то, как нереально ее изменить.

За 7 лет с 1885 по 1892 год Эдгар Дега ходил в театр Опера 77 раз. Потому что кроме того, что он был трудоголиком, он один из первых импрессионистов стал писать людей, особенно женщин, довольно реалистично. А реализм требует насмотренности. Это принесло ему репутацию певца пачек и пуантов и кучу проблем в дальнейшем.

На картинке 1 «Отдыхающая танцовщица», самая дорогая картина Дега. В 2008 году была продана за 38М $. Вроде все просто, где балерины там Дега. Однако он написал более 2000 работ, 24 работы за год жизни, или 35 работ за год активного творчества. Пусть его называли уже при жизни «художник танцовщиц», сам он утверждал, что в балеринах его интересуют ткани и движение. Да и доля балерин среди его произведений порядка 5%, даже меньше.

Вернем справедливость. Вкратце покажу Дега за пределами танцев.

Как легко понять, он из семьи графьев. Пострадав от Революции, деды-аристократы разъехались по миру, однако Дега уже родился жил во Франции. Рано потерял мать, в дальнейшем написал лишь один ее портрет. И буквально пару портретов отца. Отец банкир, дед основатель банка, второй дед биржевой торговец хлопком в разгар хлопковой лихорадки. Очень богатые и знаменитые в бомонде люди.

Разумеется, Эдгар ни в чем не нуждался и учился у лучших: Ламота, Энгра, Курбе, Делакруа. Любил Пуссена (его переработанная «Похищение сабинянок на картинке 2, это ранний Дега), Гольбейна, Мантенью (распятие по мотивам на картинке 3, также начало творчества). Впервые выставлялся в Салоне со «Сцены войны из Средних веков» (картинка 4). То есть, ранний Дега практически академист, с талантом, но без прорыва. Ну и вторичен, ищет себя.

В 60-е, после 30, он начинает писать жанровые портреты. Это такой не просто реализм, а даже слегка социальный. Как наши передвижники через 20 лет, но чуть меньше сатиры и гражданского накала. Главное – психологизм, передать историю моделей, их боли и настроения.

На картинке 5 «Семья Беллели», огромная картина 200х253 см, позволившая показать как семейный конфликт, так и трагедию политика-изгоя, мужа тетки Дега. Тетка вышла замуж не по любви, это заметно. А еще на картине она беременна 3-м. А на картинке 6 «Супружеская пара Мане». На портреты обижались, причем сильно, Эдуард Мане вдрызг разругался с Дега из-за того, что жена на картине жирная. Вообще, портретов в наследии Эдгара больше всего. И почти все их он написал за неполные 15 лет, с 1857 примерно по 1871. После этого было буквально пару подобных работ.

В середине 60-х в жизнь Парижа вошли скачки и фотосъемка. Именно тогда Дега полюбил писать как ипподром, так движение как сущность. Получается, к балеринам он пришел через лошадей. Одна из картин про скачки на картинке 7, «Жокеи перед трибуной». При чем тут фотоаппараты? Дега буквально влюбился в Эдварда Мейбриджа, который фотографировал людей и лошадей по много раз подряд, чтобы фиксировать каждый момент движения. Погуглите, это известнейший мастер, его работы это одна из вех последующей фотографии как искусства. Что еще интересно, на жоккейно-ипподромной серии Дега научился отрезать части моделей и компоновать кадр, как ему угодно. У японцев, именно тогда начавших завоевывать головы французских художников.

Далее импрессионизм, балерины, и те самые походы в Опера. Однако Дега писал и оркестр (картинка 8) и других женщин. Помните же, ткани и движение. Так, известны циклы про модисток (картинка 9), шляпниц, гладильщиц, певичек в кафешантане. Он упрощает работы, приближает их к карандашному рисунку, стремится писать современную жизнь и современные типажи. В отличие от развития импрессионизма, он продолжает искать и экспериментировать. Импрессионизм же жестко критикует за появляющийся формализм и отсутствие того самого движения. Дега получает кучу обвинений в натурализме и женоненавистничестве от критиков, его вычеркивают из тусовки, но продолжает развиваться в выбранном направлении. Апофеозом такого подхода является цикл «Купальщицы», в котором изображены, как это называется в порно, next door girls. На картинке 10 «Женщина выходит из ванной» как пример. Животик, не картинная поза, не идеальная кожа. Но красиво, сексуально и как в реальности.

В середине жизни, ему оставалось еще более 30 лет, Дега стал терять зрение. Он ушел в скульптуру, которую делал из глины и воска. Бронзовые копии, которые сейчас во множестве в музеях, выполнены уже после смерти по недолговечным подлинникам. Там почти одни танцовщицы, не в тему поста, поэтому не покажу. Характер испортился, прогресс Дега также не принимал. Да еще и отец разорился, оставив после смерти кучу долгов. Так Эдгар и доживал, потиху продавая картины, работая руками а не глазами и уходя в себя. Умер, пережив почти всех коллег из плеяды, в одиночестве и бедности. Автором танцовщиц.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.