goldoff

Category:

Берта Моризо и ее женская трагедия

Настоящая женская трагедия.

Кто интересовался импрессионистами, встречал имя Берта Моризо. Я писал о ней вкратце, когда рассказывал о самых дорогих работах женщин-художниц. На картинке 1 ее портрет кисти Эдуарда Мане, один из множества. Но о портретах чуть позже.

Берта родилась в богатой чиновничей семье, отучилась, могла заниматься чем угодно. Но от деда, известнейшего мастера эпохи рококо Жана-Оноре Фрагонара, был унаследован явный дар: сестра также стала художницей. Их обоих учили у самого Камиля Коро. Сестра вышла замуж за морского офицера и бросила живопись, Берта же оставалась ей верна всю жизнь.

Моризо начала выставляться в Парижском салоне уже в 23 года. Работы не выдающиеся, видно, что ученические. Но на тот момент они были вполне конкурентноспособны. Ведь ее принимали на 6 Салонах подряд. Примеры юношеских картин на картинке 2 («Голгофа») и картинке 3 («В саду»). Остальное похоже – блеклые пейзажи, немного портретов, немного натюрмортов.

Через 10 лет Берта примкнула к группе импрессионистов, поучаствовав в их первой выставке. В общем, карьера шла не сверхъестественно, но по восходящей. Ну а чуть раньше началось то, что я называю ее настоящей трагедией.

В 1868 году Берта Моризо познакомилась с Эдуардом Мане. Они понравились друг другу и подружились, люди были в самом расцвете сил, творческой потенции и красоты. Фото Берты примерно того времени на картинке 4, фото Эдуарда на картинке 5. Эдуард сразу же договорился написать Берту, что и сделал затем аж 12 раз. Берта была его любимой и лучшей моделью. Может помните «Балкон», который Магритт превратил в гробы? Там тоже она.

Был между ними роман или нет? Показания расходятся. Эдуард был женат, Берта через 6 лет вышла замуж за родного брата Мане Эжена и еще через 4 года родила дочь. Сразу после свадьбы Берта напишет сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь».

Косвенно подтверждает их не только дружбу и то, что в браке с Эженом Берта уже не позировала Эдуарду. А еще трогательные прощальные картины Мане. Кроме последнего портрета (картинка 6, рукой с обоучальным кольцом Берта словно защищается от кого-то), он написал букет фиалок (картинка 7, там не только фиалки, но и веер с одной из предыдущих работ).

Женские журналы пишут, что это и была настоящая трагедия. Любовь, отягощенная несвободой. Творческие измены Мане с другой натурщицей, Эвой Гонсалес. То ли замужество, то ли месть со стороны Берты. Метания Мане, его дальнейшие картины, которые он часто писал как привет Берте. У него есть несколько женщин с дочерьми, композиционно и исполнительски повторяющие работы Моризо. Но это все, с моей точки зрения, ерунда.

Настоящая трагедия не в этом. Напомню, Берта была одной из первых импрессионистов. Она мастеровита, хорошо образована, не уступает мужчинам ни в чем. А в чем-то и лучше, друзья-художники утверждали, что она «виртуоз цвета». Недаром говорят, что женщины лучше различают оттенки.

Но, будучи на гребне волны нового течения, она остается на вторых ролях. Потому что женщина. Потому что она стесняется рисовать ню, а это на тот момент обязательно для слегка скандальной славы. Потому что она ограничена тематикой и проблематикой гендера и класса. Так, она редко пишет жанровые картины с видами улицы. Жене и матери нечего делать на Монмартре. В конце концов, у нее перерыв на роды и восстановление в самое горячее время развития импрессионизма.

Зато Берта пишет мужа с дочкой (картинка 8), себя с дочкой (картинка 9) и кормилицу с дочкой (картинка 10). Пишет колыбель, катания на лодочках, цветочки, еще детишек. Пишет портреты. Только в 90-е годы она начала писать на более амбициозные и интересные среднему зрителю темы. Тогда же, в 1892 году, прошла первая и единственная ее персональная выставка. А через 3 года она умерла.

Вот это и есть женская трагедия Берты Моризо. Когда ты, по словам того же Мане, вписываешь человека в пейзаж лучше всех. Уж точно лучше его самого. Когда ты получаешь все недостатки нонконформистского пути. Критики писали о ее участии в выставках «отверженных»: – «Мадам Моризо — женщина, и я когда-то читал, что женщин нельзя бить ничем, даже цветами. В таком случае, мне будет тяжело сочетать долг критика и галантного джентльмена». Когда ты, по словам тех же критиков, импрессионистка par excellence — в полном смысле этого слова. А в истории известна в большей степени как модель художника-мужчины и мишень его творчества. Что немаловажно, твои картины стоят в 10 раз дешевле. И главной твоей трагедией женские журналы при этом считают, что не повезло с мужичком. Вот уже больше 100 лет.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.