Картины, переписываемые с течением годов
В продолжение сегодняшней темы картин, которые рисовались годами.
Бывает, когда картина перерисовывается. Причем за этом может стоять история и эмоции. Не просто меняется стиль, это сплошь и рядом. Возьмите пару картин, между которыми лет десять-пятнадцать, почти у любого классика XX века – это разные художники чаще всего. А одна и та же работа, просто взгляд через годы.
Вот, например, две картины Сальвадора Дали. Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда автору был 21 год. Она на картинке 1. А на картинке 2 «Юная девственница, содомизированная рогами собственной непорочности», написанная в возрасте 50 лет. Что на ней? «Рог носорога, древнего, ископаемого носорога, — на самом деле рог легендарного единорога, символа целомудрия. Юная дева может прислоняться к нему и забавляться с ним — это так же морально, как и во времена куртуазной любви». Цитата автора.
Модель на обоих картинах сестра Дали, Анна Мария. Она на картинках 3 (с братом) и 4 (в разном возрасте и с картинами, на которых изображена). До появления Галы именно она была основной музой художника. Однако затем брат с сестрой сильно поссорились, когда Дали на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Такого эпатажа слегка чопорная испанская семья не простила.
А когда художнику было 45, Анна Мария написала книгу «Сальвадор Дали глазами сестры», где описывает гения совсем уж без пиетета. Этого уже простить не смог Сальвадор, вот и переписал картину. Обессмертил, но оскорбительно.
Сейчас 2-я картина находится в коллекции журнала «Playboy», что добавляет пикантности в месть Дали.
Или Юрий Пименов, советский радужный реалист, так сказать.
На картинке 5 его известнейшая работа «Новая Москва». Это 1937 год, Пименов увлекается импрессионистами, что очень заметно. Художник написал жену, в их автомобиле. Женщина к тому же ждала ребенка, что добавляет счастья и безмятежности. И ничего не портит это счастье: ни потенциальные черные воронки, едущие впереди, ни гол написания, ни подразумеваемое разрушение старой Москвы.
Через 7 лет Пименов пишет «Фронтовую дорогу». Та же женщина, но она уже на войне. Вместо Охотного ряда городок с развалинами костела и разбитая военная техника. Картинка 6.
А на 7 картинке «Москва 1960 года», написанная Юрием понятно когда. Художник рассказывал: «Когда я начал работу над картиной, я особенно ясно увидел, как выросла Москва за последние годы. И мне захотелось написать не просто повторение «Новой Москвы», а по существу новую картину о своём прекрасном городе Москве в 1960 году». Картина сейчас почему-то висит в музее Душанбе.
Вот так, человек меняется, и меняется его взгляд на мир. Иногда это принимает смешные формы, как у того же Репина, приходившего в Третьяковку дописывать свои картины. Но тут, мне кажется, лучше делать новое. Искусство должно принадлежать своему времени, потому что время дополняет смысл.





