goldoff

Category:

Картины-долгострои

Расскажу сегодня про картины, которые писались, да нет, скорее вымучивались годами. А некоторые и десятилетиями.

На картинке 1 икона такого рода работ для русского любителя живописи. Все про нее слышали. И про 20 лет неистовой, титанической затворнической работы в Италии. Гоголь (портрет которого есть среди персонажей) говорил, что Иванов похоронил себя для всех, кроме своей картины. И про более чем 600 этюдов, многие из которых прекрасны. И про сумасшествие художника, и про его смерть за пару недель до всеобщего признания. И про ошибки в картине и автопортрет, вписанный в нее. Все это Александр Иванов «Явление Христа народу», она же «Явление Мессии».

На 2 картинке «Богатыри» Виктора Васнецова. Писалась 18 лет, причем задумку подсказал Василий Поленов, и первый набросок углем Васнецов сделал буквально за несколько минут в мастерской друга. А потом додумывал. Натурщиками для богатырей были крестьяне и ломовые извозчики, однако в конце Васнецов придал Илье Муромцу схожесть с Александром III, а Алеше Поповичу семейные черты: там и дед, и отец, и сам автор.

Картинка 3 и Жан Огюст Доминик Энгр, написавший собственный идеал женской красоты в работе «Источник». К идеалу он шел 36 лет. Мало того, он написал лишь фигуру, кувшин с водой и фон выполнили ученики Александр Дегофф и Поль Бальз. В самой девушке, написанной Энгром, как в творчестве Киркорова множество ремейков: это и другие картины Энгра, и скульптуры Гужона, и кисть Жана-Батиста Грёза. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара ...» и далее по тексту. Идеалы, они такие.

На 4 картинке «Юпитер и Семела» Гюстава Моро, которая писалась 6 лет. После завершения художник жаловался: – «Ах, если бы у меня было еще два месяца». История на картине про то, как Юпитер явился во всем своем великолепии смертной Семеле, чего та не снесла. С кучей символов и героев, как то Печаль, Смерть, Ангелы, Пан, Ночь, Геката и прочие.

5 картинка с работой «Пловец (Храм Христа Спасителя)» народного художника России Валерия Балабанова. Писалась 10 лет, в самый махровый застой. Художник вместе с Алексием II считали работу пророческой. Ведь она ознаменовала восстановление ХХС, где сейчас и хранится.

На картинке 6 еще один советско-русский художник, Илья Глазунов с «Мистерией XX века». Картина-символ, картина-калейдоскоп. На огромном полотне все значимые фигуры прошлого века в различных комбинациях и взаимодействиях. Гребаный кровавый театр, так сказать. Тут хоть есть что писать. Но не 22 же года, хоть и с перерывами.

Картинка 7 «Зонтики» Пьера Огюста Ренуара. Ее написали, чтобы показать ученикам, что черный цвет в живописи велик и необходим. Ученики считали, что он скучен. Писалась картина с двумя подходами с промежутком в 5 лет, всего 6 лет. Поэтому слева и справа работы разная техника, разные мазки. Даже мода в одежде людей разная. Потому что работал Ренуар, как ни странно, с натуры.

«Медный змий» Фиделио, он же Федор Бруни писал 15 лет. Виной тому как огромные размеры полотна, так и сложность ветхозаветного сюжета. Художник поставил перед собой сложную задачу - изобразить разнообразнейшую реакцию многоликой толпы, показать степень веры и покорности божественной воле каждого человека. Да еще и ночное освещение. Удалось художнику или нет, смотрите на картинке 8. Мне кажется, скорее нет – все по-оперному одинаково боятся.

На картинке 9 работа не слишком известного воронежского художника Александра Бучкури «Вывод». Писалась 32 года. Ученик Репина написал вывод из деревни женщины, уличенной в измене. Была такая традиция. В роли бьющего хлыстом мужика Бучкури изобразил себя. Репин, кстати, работу не одобрил. А советская власть вполне. Что до сроков, то Репин скорее был за. Своих хрестоматийных «Запорожцев» Илья Ефимович писал 11 лет, да и остальные работы мог мучить годами.

На картинке 10 рекорд главного долгодела России Виктора Васнецова. Ради рекорда повторим его работы дважды. Это «Спящая царевна», которую Виктор вымучивал почти 40 лет, до самой смерти, но так и не закончил. Картину в процессе никто не видел, кроме родственников и друзей. Такая длинная доработка не пошла шедевру на пользу, ведь критики отмечали, что в некоторых местах чувствуется слабая старческая рука и дрожание кисти.

Кстати, сильно больше информации о таких картинах русских художников, чем иностранных. Тут и Перов, и Поленов, и современные. А еще говорят, что мы не умеем тщательно работать. Чего тут больше? Перфекционизма, хорошей творческой неудовлетворенности или глупости и невроза? Решайте сами. По мне это вечное противопоставление нашей духовности, письма для Бога, и западной рациональности, письма для людей и для денег. И я стою скорее на западной позиции. Каждая работа должна иметь начало, конец и понимаемый срок. Потому что М - менеджмент, П - планирование и Г - гладиолус.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.