goldoff

Category:

Про картины гладиаторов и «Гладиатора»

Про историческую правду, картины и «Гладиатора».

В мае этого года фильму «Гладиатор» исполнилось 20 лет. Фильм получился знаковым, можно сказать, в чем-то даже культовым. До Ридли Скотта мало кто про прошлое снимал такое. Я еще помню споры: так оно было или не так, где Скотт выдумал, где показал, как оно было на самом деле. Понятное дело, что фильм почти целиком фантазийный. Но при этом ему веришь. Магия!

Прыгнем на 150 лет назад. С французским академиком XIX века Жан-Леон Жеромом мы уже знакомились. Это тот, кто написал дуэль Пьеро и Индейца в Булонском лесу. Написал на основе реальных событий, но картина получилась фантазийной. За исключением самого факта дуэли и психологической достоверности. Так вот. В свое время Жан-Леон увлекся Античностью и при этом очень озаботился правдой жизни. Изучал множество источников, читал книги, смотрел сохранившиеся картинки быта, одежды, убранства и оружия. Причем хотел найти идеальный баланс между научной дисциплиной и художественным подходом.

Результатом явилось несколько картин на тему Древней Греции и Рима, и, в частности, мини-цикл на тему гладиаторских боев. Самая известная картина цикла Pollice Verso. Дословно эта фраза означает «поворотом большого пальца», и победитель-мурмиллон на картине именно это ожидает. Как решится судьба побежденного ретиария? Все ли согласятся с весталками на переднем плане, поворотом пальца обрекшими побежденного на смерть? Или вдруг от толпы придет помилование?

В реальности историки до сих пор спорят, каким он был, этот жест. Из археологических и литературных записей непонятно, был ли большой палец обращен вверх, вниз, или находился в горизонтальном положении, или был скрыт внутри ладони, чтобы указать положительное или отрицательное мнение. Есть версия, что большие пальцы вверх означали смерть. За это и многое другое Жерома активно критиковали. Но какая разница? Ведь все остальное довольно исторично. Картина определенно удалась. Да так, что Эме Моро сваял скульптуру «Жан-Леон Жером создает «Гладиатора»». Она на картинке 3.

Кстати, одна из предыдущих работ (картинка 2) «Ave Caesar! Morituri te salutant» не нравилась ему из-за этой самой неисторичности. 20 лет назад, когда работа писалась, Жан-Леон был не таким начитанным и насмотренным.

Продюсеры показали картину «Pollice Verso» Ридли Скотту еще до начала съемок. Тот крайне впечатлился. «Эта картина показала мне Римскую империю во всей её славе и порочности. Я сразу всё понял, меня это здорово зацепило», — говорил потом Скотт. Напомню, что у него Максимус проигнорировал Pollice Verso и помиловал Тигра, что стало сильным сюжетным ходом (картинка 4). В реальности это было не возможно – убили бы обоих, из луков и сразу, скорее всего. Чтобы не подвергать себя лишней опасности. Но какая разница? Получилось-то красиво. Такое могло быть, а значит, было.

Вообще, я сторонник историчности скорее психологической. Я не «заклепочник», никогда не критикую исторические работы за условные цвет выпушек или длину эполет. Предпочитая, однако, знать, как оно было на самом деле и какого цвета были эполеты и какой длины выпушки. Поэтому про гладиаторов я буду судить по фильму Скотта, но перед этим прочту как минимум Википедию.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.