goldoff

Category:

Самые дорогие картины русских художников второй десяток

Самые дорогие картины русских художников внутреннего потребления.

В первой десятке были художники, работы которых котируются на мировом уровне. Кроме, пожалуй, Серова. Во второй десятке больше наших, известных с хрестоматий.

Почему так произошло? Почему русские художники стоят не так дорого, как абстрактный экспрессионизм? Причины довольно очевидны. Во-первых, коллекционеры покупают все же своих. А русские большие деньги появились не так давно. Во-вторых, в России было мало прорывных мировых идей. Только абстракционизм и иконы. Остальное довольно вторично. Вторично потому (это третья причина), что не было российской школы. А наоборот, учились за рубежом. И учились не очень активно, потому что нужны были деньги и определенная свобода. Живопись мастерство технологичное, технологию нужно насматривать и нарабатывать. У нас было негде. Вообще, обмен идей и конкуренция (это четвертая причина) были не очень активны. По тем же причинам бедности и закрытости страны. Резюмируя: главная причина нашего отставания в живописи, да и во всем: бедность и закрытость страны и отсутствие среднего класса, который и двигает цивилизацию, прежде всего технологию, вперед.

Но лично мне мои берёзки-осинки дороги. Поэтому покажем еще несколько. И сирени дороже, кстати.

На картинке 1 Кузьма Петров-Водкин «Натюрморт с сиренью». 11,7М $, вполне достойно. Одна из картин, которых дарили друзьям Советского Союза в начале 30-х за различные заслуги. Есть абсолютно такой же по композиции «Натюрморт с черемухой», с совсем мелкими отличиями. А сирень написана поверх «Мадонны с младенцем», которую в 1928 году рисовать было не очень грамотно.

На картинке 2 «Маленький ковбой» Николая Фешина. Ковбой, потому что в 1923 году в возрасте 42 года Николай уехал в Америку. Однако прославился он еще в Казани. Там же сейчас выставляется большинство его работ. Какой-то русский купил картину за 10,8М $ по телефону инкогнито, а потом инкогнито же выставлял ее в Москве в Клубе коллекционеров.

На 3 картинке Илья Репин «Парижское кафе». 1875 год, реалистичное переосмысление импрессионистских сюжетов и композиций. Вот как раз то, о чем я говорил. Вторичность в теме, редкая возможность поучиться в Европе (картина написана во время поездки в Париж), вторичность в стиле. Как изюминка: русские критики распяли картину за выбор нерусской темы и псевдоевропейскость. Сама работа никогда не выставлялась в России после 1916 года, когда ее в предреволюционном бардаке приобрел и вывез какой-то коллекционер. Ну и для понимания. Тот Репин, который продается сейчас (не уровня музейных шедевров) стоит 1-2М $, как самый заштатный американский абстракционист или сюрреалист.

На 15 месте и на картинке 4 «Радуга» Константина Сомова за 7,3М $. В 1897 году, на 30 лет раньше, он написал работу с таким же названием, которая абсолютно другая по колориту и настроению. А здесь пастораль и благодать. Совсем не характерно для Сомова, который в эмиграции писал иронично, жеманно, и крайне эротично. Этакий второй Бердслей. А тут что-то исконно наше.

Картинка 5, «Натюрморт с фруктами» Ильи Машкова. Участник продвигавшей примитивизм и лубок группы «Бубновый валет». Также участники группы постулировали опору на современные тенденции западноевропейской живописи — кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм. В живописи преобладающими чертами являлись пластическая выразительность цвета, повышенная экспрессия, развитие фактурно-ритмической динамики, намеренная деформация форм. Это если по-умному. А если по-простому, чтоб как на Западе, но с нашими корнями. Ну и тут: то ли Матисс, то ли Сезанн того времени, то ли лубок с базара. Поэтому раза в 2 дешевле, чем французы такого же уровня.

На 6 картинке «Извозчик» позднего Бориса Кустодиева, расцвет его стиля. После написания работа символизировала новое русское искусство. Была на обложке каталога одной из первых американских выставок советских художников. В 1936 году у вдовы Кустодиева ее выкупил Петр Капица, его потомки работу и продали за 7,1М $. Тут цену формирует обложечная известность как работы, так и Капицы.

«Кто из вас без греха?» Василия Поленова на 7 картинке. Про Поленова говорили, что в нем сидит 3 художника: средневековый, московский и палестинский. За 6,3М $ был продан, как видим, третий художник. Цикл «Из жизни Христа» 60 работ Поленов считал главным в своей жизни, а эту картину главной в цикле. Кроме того, авторская версия «Христос и грешница» просто огромная – 3,07х5,85 метра, холст специально заказывали в Европе. Картины цикла должны были отправить в Америку на Титанике, но не успели погрузить. Повезло. Отправили чуть позже, в том числе эту копию, которая сильно меньше авторской (размер1,18х2,37 метра), а в остальном повторяет ее. Там копию купил американский коллекционер, а через 80 лет продали его потомки. На аукционе ее пыталась выкупить Третьяковка, но денег не хватило, и картину приобрел какой-то русский олигарх.

8 картинка и «Портрет писателя Александра Николаевича Тихонова» Юрия Анненкова. Предыдущий рекорд Юрия – портрет того же Тихонова, сделанный на 7 лет раньше. Обратите внимание: в картине присутствует коллаж, стекло, штукатурка и настоящий дверной звонок. Вот эта смесь кубизма, реализма и предметов вещного мира делает работу для мировых коллекционеров относительно интересной и дорогой. Сам же Тихонов известен как помощник Горького, функционер и редактор. Из дельного написал он, по-моему, только свою биографию.

На картинке 9 «Сферический супрематизм» Ивана Клюна. Русский авангард, одна из немногих картин художника в этом стиле, которая вообще сохранилась. Этого достаточно для цены 6,3М $. Расцвет Клюна 20-е годы, когда он тащил супрематизм как работами и выставками, так и теоретически. После 1930 Иван по-сути пережил себя и стал писать близкие к реальности натюрморты и портреты.

Эта работа закрывает 2-й десяток самых дорогих русских художников. В 3-м десятке Верещагин и его «Жемчужная мечеть в Агре», Серебрякова с очередной обнаженной девочкой, Илья Кабаков с жуком, мирискусник Александр Яковлев с портретом, Константин Маковский с «Игрой в жмурки», Владимир Баранов-Россине с абстракцией, Иван Айвазовский с проливом Босфор и Константинополем за 5,3М $, Александр Родченко с абстракцией и муж Гончаровой Михаил Ларионов.

Пркажу в оставшемся слоте на картинке 10 Владимира Боровиковского и его «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урожденной Безбородко, с детьми Александром и Григорием ». Это единственный русский художник XVIII века в рейтинге. В частных коллекциях его практически нет, поэтому покупатель не пожалел 5М $. Продала семья Оболенских, которая выкинула на рынок сращу 5 работ из имеющихся у них 11.

Рекордов русских работ в ближайшее время ожидать не стоит. Денег особо нет, да и самих работ немного. Ведь кроме вышеуказанных причин, множество русских работ просто не дожило до наших дней. Такая у нас была история. Беспощадная к людям и вещам.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.