goldoff

Category:

Самые дорогие картины художниц

Почему картины художниц стоят сильно дешевле, чем художников? Это интересовало даже журнал «The economist», потому что вопрос, безусловно, не только искусствоведческий но и исторический, социологический и, отчасти, экономический.

На аукционах современного искусства Кристис и Сотбис в 2012-2014 году женские работы выставлялись максимально плотно. По сравнению с предыдущими продажами. На Кристис на 5 мужских была одна женская, на Сотбис одна на 11 мужских. То есть, первая причина дешевизны налицо: женских работ сильно меньше, известных и популярных художниц и сейчас немного, а в старину было еще меньше.

Однако, не только в этом дело. Заработок был примерно в 4 раза ниже, чем представленность: на Кристис женщины дали 5% выручки, на Сотбис около 2%. И вторая причина, как мне кажется, недоверие закупщиков в женщинам. Картины покупают мужчины для мужчин. Женщин они не рассматривают. Косвенное доказательство в том, что трижды женские аукционные рекорды стали возможны благодаря Филипу Сегало, советнику по искусству шейхи Маяссы Аль-Тани, 29-летней дочери эмира Катара, получившей западное образование. Женская солидарность или нет, но факт есть факт. Да и денег у женщин пока относительно нет.

Третья причина: женщины-художники считаются скорее подражателями, а не тренд-сеттерами. Самые модные стили искусства придуманы мужчинами, самые передовые приемы ими же. До сих пор самые дорогие работы были авангардными, импрессионистскими, либо пресловутый абстрактный экспрессионизм. Но современные художницы расширяют жанры и, думаю, открытия не за горами.

Четвертое – социальные установки. Женщин не замечают. Примерно такой же путь признания прошли гомосексуалы. Проломив лет 70 назад мнение о том, что хорошие картины прерогатива мужественности. Женщины начали лет 40 назад, у них все впереди. Плюс они живут долго, среди авторов самых дорогих послевоенных работ живущих мужчин двое, женщин 5. У них есть время и силы.

Что я думаю? По мере смены поколений работы женщин-художниц будут дорожать. Особенно по-настоящему оригинальные и мастерские. Где, кроме перформанса и принадлежности к полу, будут интересные ходы и тематики. Точно уйдут первая и четвертая причины. Улучшится ситуация со второй. Женщины распоряжаются деньгами все больше, потому что, повторюсь, они живут дольше, да и в бизнесе все успешнее. А третья причина в руках самих женщин-художниц.

Теперь посмотрим работы. Я брал по работе от художницы, иначе пришлось бы показывать только Джорджию О’Киф (про которую я писал), Джоан Митчелл, Тамару де Лемпицка (тоже писал) и нашу Наталию Гончарову. А хочется показать побольше именно авторов. Ну и покажу только картины, хотя среди женских рекордов много скульптур, фотографий и даже шелкографий.

На картинке 1 американка латышского происхождения Вия Целминьш «Горящий самолет». Ее стиль фотореализм, картина была продана за 3,4М $. Вия работает с 60-х годов XX века, пишет либо насилие (война, самолеты, пистолеты), либо выхватывает кусочек бесконечной природы (лунный пейзаж, море, облака). Здесь две ее любимые темы объединены воедино.

На картинке 2 американка эфиопского происхождения Джули Мерету «Раскопки ренегата». Это огромная картина, 2,59х5,49 метров, Джули такие обожает. На аукционе за этот абстрактный экспрессионизм отдали 4,6М $. У нее есть работа еще дороже, это настенная роспись на небоскребе 200 West Street в Нью-Йорке, размером 20х7 метров, но ее у себя в гостиной не повесишь.

3 картинка – англичанка Бриджет Райли, ныне 89-летняя, и ее абстракция «Без названия (Кривая диагональ)». Стоимость 5,7М $. Бриджет яркий представитель стиля оп-арт (или оптическое искусство), и именно она во многом тащит этот стиль вперед. До 1965 года все ее работы были черно-белые, потом появился цвет. А самая известная ее работа роспись Ливерпульского королевского госпиталя, но ее тоже так просто не продашь.

На 4 картинке «Посетитель» Марлен Дюма, голландской художницы южно-африканского происхождения. Картина в стиле неоэкспрессионизм, была продана за 6,3М $. Художница очень интересная, пишет современных и давних поп-звезд в широком смысле, например, Олимпию с картины Мане, Наоми Кэмпбелл, актрису Мэй Уэст. Размышляет на темы беременности и апартеида. А относительно недавно карандашом и чернилами сделала серию «Великие мужчины», где выполнила портреты 16 известных геев, от Петра Ильича нашего Чайковского до Алана Тьюринга.

На картинке 5 Яёи Кусама «Белый №28», абстрактная картина, проданная за 7,1М $. Здесь интересно то, что Яёи 85 лет, и с детства она страдает психическим расстройством, испытывая зрительные и слуховые галлюцинации. Она видит мир в горошек, что заметно и по картине, и еще больше по ее инсталляциям. Ее психиатр посоветовал заниматься арт-терапией, и вот что получилось. Причем, больше 40 лет художница живет в психиатрической лечебнице, там же расположена ее мастерская. Триггером болезни послужила властная и жестокая мать, чуть было не доведшая Яёи до самоубийства еще в детстве.

На картинке 6 Тамара де Лемпицка «Сон (Рафаэла на зеленом фоне)». Картина в стиле артдеко была продана за 8,5М $. Модель Тамара встретила на улице, как она говорила, «я рисовала королей и проституток, мне важно чувствовать вибрации». От Рафаэлы вибрации шли, она изображена на 4-х полотнах художницы. Кстати, Тамара хотела сделать новый стиль. Но стиль синтетический, чутка брала от кубистов, чутка от маньеристов, чутка от линий древнегреческих статуй. А импрессионистов не любила за грязные цвета, ведь в ее стиле цвета были максимально чистые, но и техника, надо признать, в разы проще. Над этим «отщипну, где можно» посмеивался ее друг, художник и писатель Жан Кокто: – «Что вы всегда увидите в ее работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель».

На картинке 7 «Цветы» Наталии Гончаровой. Полотно написано на стыке кубофутуризма, примитивизма, фовизма и лучизма. Продано было еще в 2008 году, за 10,9М $, то есть через лет 8 стоило бы раза в полтора дороже. Наталия редкий случай, когда работы жены стоят минимум в 4 раза дороже, чем работы мужа. Самая дорогая картина ее супруга Михаила Ларионова пока стоила 2,3М $. Вот здесь художница сама развивала все вышеуказанные стили, да еще опиралась на русские иконы в момент их наибольшей популярности. Поэтому она стоит так дорого для женщины. Премия лидера.

На картинке 8 импрессионистка Берта Моризо. Она очень прикольная, про нее напишу чуть позже отдельно и глубоко. Ее работа «После обеда» стоила 11М $. И это, конечно, не сравнить с рекордами импрессионистов-мужчин. Из забавного: за эту работу торговались инкогнито русский и американец, американец победил.

На картинке 9 «молодая британская художница» (при этом ей 50) Дженни Савиль и ее неоэкспрессионистская работа «Подпертая». Это автопортрет с написанными поверх цитатами из эссе французской феминистки Люс Иригарей. Картина стоила 12,4М $. Предыдущую самую дорогую работу Дженни «Сдвиг» за 9М $ купил уже знакомый нам китайский страховщик Лю Ицянь. Я указал это, чтобы упомянуть смешную деталь. За все покупки Лю платит лично и сразу же, кредиткой American Express. А так Дженни рисует тела, бодипозитив, транссексуалов, трансвеститов и прочих нестандартных женщин. Ее покупают за тематику, как мне кажется, а не за мастерство.

На 10 картинке «Джордж пошел купаться в Барнс Хол, но было слишком холодно» как образец работы Джоан Митчелл, долгое время бывшей самой дорогой художницей в мире. Конечно же, абстрактный экспрессионизм. Есть еще несколько купальных работ. Ее картинуи«Без названия» я показывал, когда писал про Джорджию О’Киф, так же, как и самую дорогую на данный момент работу женщины-художника. Поэтому повторяться не буду.

Ну и напоследок мой вам совет. Покупайте картины женщин, они будут дорожать.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.