goldoff

Category:

Самые дорогие картины мира. Неподтвержденные сделки.

Третья часть про самые дорогие картины мира. Тут будет про неподтвержденные сделки и, наконец, выводы.

На картинке 1 Виллем де Кунинг и его «Обмен» или «Обмененный». Абстрактный экспрессионизм, снова он. В 2015 году фонд Дэвида Геффина (это тот самый продюсер-гей из 1 части) продал ее биржевому трейдеру и основателю хедж-фонда Кеннету Гриффину предположительно за 300М $. Это частная сделка, ее подробности никем не подтверждены. Кеннет также известен как покупатель самой дорогой жилой недвижимости в мире, в январе 2019 за 238М $ он прибрел пентхауз в Нью-Йорке, в котором и проживает сейчас сам. Картина является примером одного из первых пейзажей (да-да, да, блин!) де Кунинга, поэтому столько и стоит. Геффин купил ее в начале 90-х у японского коллекционера, за вшивую пятнашку, да еще с потерей к предыдущей цене.

На картинке 2 Джексон Поллок «Номер 17А», вторая картина в вышеописанной сделке. Она стоила 200М $. Таким образом сама сделка обошлась Кену предположительно в 500М $. Хотел бы я быть Барби у этого Кена. Да что там, любой бы наверное хотел. Сейчас эти картины Кеннет одолжил Чикагскому музею искусств.

На картинке 3 любимая парочка Бувье-Рыболовлев. Картина «Водные змеи II» Густава Климта была продана Дмитрию за 183,8М $ в 2013 году. Об этом Дмитрий указал в иске к Бувье. Картина посвящена женской красоте и однополой любви. Мало того, Климт изобразил там лесбийскую оргию: две женщины на переднем плане, две в верхнем углу.

У картины интереснейшая история. В 1938 году нацисты отобрали ее у владелицы, венской еврейки, банкирши Дженни Штейнер, по заказу которой картина была написана. И за заслуги подарили ее кинорежиссеру Густаву Учицки, который, по иронии судьбы, был внебрачным сыном Климта. После его смерти в 1961 году картина стала принадлежать жене Урсуле, вышедшей за него за 4 года до этого. В 2012 году Урсула (ей было уже 90 лет) выставила ее на аукцион. Все это время (с 1938 года) картина считалась утерянной. В 2012 году пришлось договариваться с потомками Дженни, картину за 112М $ купил Бувье (Урсуле и наследникам досталось по 56), и через год, не сказав об этом, продал ее Рыболовлеву, выдумав несуществующих собственников и увеличив цену почти на 75 миллионов. Через два года Рыболовлев продал ее от расстройства какой-то катарской принцессе за 170М $.

На картинке 4 барочные «Портрет Мартина Солманса и Портрет Опьен Коппит» Рембрандта Ван Рейна. Проданы в 2016 году Эриком де Ротшильдом одновременно Лувру и Рейксмузеуму за 180М $. Тут была сложная сделка, с деньгами правительств и музеев, с оплатой частями, с зачетами и взаимозачетами. Но если посчитать сумму, в хит-парад попадает. Сами портреты были написаны Рембрандтом на свадьбу этих прекрасных людей в 1634 году. Замечательны они тем, что не разлучались со временем (это редкость для парных портретов) и тем, что непривычно для Рембрандта большие (2,10х1,35) и в полный рост. Кроме того, Опьен пережила Мартина, вышла второй раз замуж, пережила и второго мужа. Поэтому долгое время считалось, что это портреты этого второго мужа и его первой жены.

На 5 картинке очередной шедевр: «Шедевр» Роя Лихтенштейна. Это поп-арт, в 2017 году первая и единственная на тот момент владелица продала его Стивену Коэну (тот самый финансист, который собрал лучшую коллекцию американского послевоенного искусства) за 165М $. Деньги передали из рук в руки, сумму никак не подтверждали кроме утечек в прессу. На полученные деньги открыли фонд реформы уголовного правосудия. Рой Лихтенштейн очень крут, а в этой картине он насмехался над комиксами и над своей карьерой и статусом. Типо «эта картина будет шедевром» - «ну да, крошка».

Ну что ж, можно четко определить, какие картины будут дорого стоить.
1.Лучше бы, чтобы их продавали на пузыре. Основные рекорды перед кризисом или в самом начале его, 2013-2016 годы.
2.Лучше бы, чтобы это были американские художники, предпочтительно абстрактный экспрессионизм или поп-арт. Самые богатые коллекционеры американцы, и собирают эти стили.
3.Лучше бы, чтобы продавцом был какой-либо коллекционер. Они умеют торговаться и готовы ждать. Наследники или владельцы 1-2 картин продают дешевле, чем могли бы.
4.Покупатель должен иметь шальные и легко зарабатываемые деньги, которые нужно легализовать. Биржа, казино, недра. Люди, зарабатывающие реальным бизнесом, предпочитают вкладываться в него, ну и их деньги более честные, что ли.
5.Отдельным пунктом идут полотна старых мастеров (условно до начала Первой Мировой). Они всегда стоят дорого, на свободе их мало, они принадлежат либо музеям, либо старой аристократии и это всегда отдельный, плохо поддающийся прогнозу и рынку случай.
6.Еще более отдельным пунктом идет Пикассо. Казалось бы, 23 000 картин, всем хватит. Но нет. Его работы всегда дороги.
7.До сих пор не сильно пускают новые капиталы. Индия, Китай, даже Россия (кроме Рыболовлева, Вексельберга и Абрамовича) не слишком котируются. Последний раз активно в эту американско-европейскую игру влазили японцы в 80-х, но потом большинство из них вышли из нее по возрасту или по обнищанию.
8.К сожалению, на этом рынке крайне распространено неравенство. Есть несколько десятков семей и институтов, которые владеют сливками мирового искусства. Вряд ли в ближайшее время это как-то сильно изменится. Мало того, это неравенство со временем только растет.

Еще, пожалуй, напишу про художников-женщин и про русских художников. Если не надоело. Не надоело?

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.