goldoff Golden Entry

Category:

Джорджия О’Кифф - самая дорогая художница в мире

Кто там интересовался самыми дорогими картинами? Почему они так дорого стоят? А я и интересовался.

Вот, например, самой дорогой художницей на данный момент является Джорджия О’Кифф. Она на картинке 2. Родилась в 1887 году, в художественной силе была в 1910-1970 годах. Всего прожила аж 98 лет. В 70-х являлась одной из зачинательниц движения феминизма. Ее отличительным знаком как мастера являются, в основном, огромные цветы: каллы, ирисы, маки, дурман, петунии, даже сорняки. Вторая любимая тема – пустынные пейзажи с огромными чудными элементами, в том числе виды Нью-Йорка.

Один из характерных цветов на картинке 1. Это самая дорогая картина художника-женщины, в 2014 году «Дурман/Белый цветок №1». Работа ушла за 44,4 миллиона $. Причем, перекрыла прежний рекорд Джоан Митчелл «Без названия» в 4 раза (на картинке 3). Предыдущая самая дорогая работа О’Кифф стоила 6,1 миллионов долларов.

Почему картину купили так задорого? Дальше сугубо мои размышления.

Во-первых, год. Это год начала кризиса, то есть пик мировых богатств и экономической мощи. Ну и дешевеющие год от года деньги не забываем. Во-вторых, важен покупатель. Молодой американский музей Crystal Bridges, открывшийся года за 3 до этого, вынужден стартовать в мире суровой конкуренции. Купить картину одной из известнейших американских художниц за самую большую цену в истории – сразу два PR-повода. Плюс модный феминизм и «girls power» дают музею дополнительного политического капитала.

В-третьих, личность художницы. В ее жизни есть конфликт, страдания, нервный срыв на два года. Пятнадцать лет она была любовницей известнейшего галериста и фотографа Альфреда Стиглица, который был старше на 23 года. Он на картинке 4. Отказалась ради него от рождения детей. Он все же женился на ней, но потом через 5 лет ушел к молоденькой. Стиглиц обожал русских классиков, а значит, драму. Но не спешите ненавидеть его. Из-за Стиглица О’Кифф вернулась к живописи, которую забросила в возрасте около 20 лет. Да и они так и не развелись до самой смерти Альфреда, а это что-то да значит.

В-четвертых, известный мужчина рядом. Это тоже очень важно, особенно 100 лет назад. Стиглиц активно продвигал О’Кифф, не только картины, но и ее лично. В целом, вывел ее в свет. Кроме того, он сделал много красивых ню-фото Джорджии (жалкое подобие, которое разрешает ИИ Фейсбука, на картинке 5), вывесив их под названием «Женщина». И это привлекло внимание к ней чуть ли не больше, чем сами работы. Всего известно порядка 300 фотографий, по красивому выражению одного из критиков, «повторяющие путешествие руки влюбленного мужчины по женскому телу сверху вниз».

Ну и в пятых, о картине должны говорить. С одной стороны, это не абстракция, до сих пор вызывающая брожение умов. Но с другой, Джорджии всю жизнь приходилось объяснять, что ее цветы не символическая вульва. Это просто цветы, она их ненавидит, а рисует лишь потому, что те дешевле моделей и не шевелятся. А рисует она очень долго.

Есть еще в-шестых. Работы для своего времени были революционны. Она впервые использовала фотографический прием «close-up», когда убирается все лишнее, чтобы зритель мог сконцентрироваться на цвете и форме. Поэтому даже маленькие ее холсты оставляют ощущение монументальности.

Вроде логично. Но фактически, ценообразование на «рынке звезд» строится не так. У кого-то есть деньги. И горячее желание иметь именно эту картину. Когда эти люди сходятся вместе, мы получаем очередную «самую дорогую картину в мире». Поэтому наши вопросы «почему это так дорого стоит» бессмысленны. Потому что может.

На картинках 6-10 еще несколько работ Джорджии. Она действительно сильный художник, или, как она любила утверждать, художница. Жалко, что в Европу ее практически не возят.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.