goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

Картины про призраков

Завершаем цикл про уродство, болезни и смерть в живописи подборкой страниц с призраками.

Сложно очертить тему, я для себя обозначаю ее так. Должен быть реальный человек и какой-либо дух либо призрак, находящийся рядом с этим человеком. Хочется, чтобы на одной картине объединялось земное и мифическое. Чаще всего это будет связано с болезнями или смертью, общая нить все же такая. Но постараюсь глянуть поширше.

На картинке 1 польский художник Эдвард Окунь и его работа «Смерть Паганини». Дьявол пришел к умирающему музыканту, и отбирает душу взамен таланта, подаренного ранее. Картина написана в 1898 году и имеет дополнительно другое, менее мрачное название: – «Сон Паганини». Оно, в свою очередь, отсылает нас к легенде об итальянском композиторе Джузеппе Тартини, который написал свою «Дьявольскую сонату» после сна, в котором сатана играл на скрипочке.

На 2 картинке портрет Анны Ахматовой работы Кузьмы Петрова-Водкина. Ни Ахматова не нравилась Петрову-Водкину, ни картина не понравилась ей. «Не похож» и «робкий», – говорила она про портрет. Он написан в 1922 году, через год после расстрела Николая Гумилева. Поэтому многие считают, что справа не муза, а призрак мужа.

Картинка 3 - «Дифтерия пытается украсть маленького ребенка» Ричарда Теннанта Купера. Малоизвестный при жизни (1885 – 1957) художник рисовал множество аллегорий болезней. Сифилис, рак, тиф, бубонная чума, проказа – всем нашлось место, никто не ушел обиженный. Писал он и серьезные картины, например про ужасы Первой мировой. Но в наше время известен этой вот выстрелившей серией.

Первая мировая, кстати, стимулировала магическое мышление. Уж слишком большим было потрясение, связанное со сломом эпох, и слишком огромными по прежним стандартам были жертвы. На картинке 4 работа австрийца Ханса Ларвина «Солдат и Смерть» 1917 года. То ли смерть поощряет, то ли ожидает, сразу не разберешь. Интересно, что Вторая мировая была жестче, суше и такой разгул мистики не вызвала. Люди уже знали, что возможно все.

На картинке 5 Михаил Петрович Клодт (сын автора коней, двоюродный брат художника Михаила Константиновича) и его картина «Иван Грозный и тени его жертв». В Синодике, при помощи которого Иван Грозный поминал своих усопших противников, было чуть более 4000 имен. Так что пришло попугать Ивана всего ничего.

На картинке 6 «Призрак матери является Антонии» француза Жана-Фредерика Шалля. Яркий представитель стиля рококо, он не забросил его и после Великой Французской революции, не любившей эти финтифлюшки и отменившей их. Поэтому и призрак у него вышел добрый, милый и сентиментальный. Сама картина представляет собой фантазию на тему готического романа ужасов Мэтью Грегори Льюиса «Монах». Одного из первых романов ужасов в истории.

Художника, вдохновившего работу на картинке 7, я уже показывал, без него в страшной теме никак. Тогда это был «Ночной кошмар» Генри Фюзели. А сейчас покажу работу, которую его друг Николай Абрахам Абильгор (Abildgaard по-датски) написал по мотивам серии Фузели. У Николая инкуб сидит на двух женщинах, его бывшей и нынешней (на момент написания) жене. Николай основатель датской школы живописи, таким можно и больше жен.

В этой теме никуда без Гойи, как мне кажется. Капричос не буду показывать из-за заезжености, покажу «Заклинание». Оно на картинке 8. А так у него есть и про ведьм, и про экзорцизм, и про демонов, и снова про ведьм. Ах, да, и еще про ведьм.

На картинке 9 «Комната с привидениями, нарисованная на ферме в Эксмуре» Альфреда Джеймса Маннингса. Это один из лучших в Великобритании рисовальщиков лошадей за всю историю. Самая дорогая его лошадь стоила почти 8 миллионов долларов. Кроме этого он известен как баталист (главное, чтобы в битве лошадей было побольше). А эта работа мимолетная шутка.

Как начал, так и закончу польской работой, с белорусским акцентом. В Беларуси, кстати, все хорошо с призраками и легендами про них. Мы люди с фантазией. На картинке 10 работа Войцеха Герсона «Пан Твардовский вызывает дух Барбары Радзивилл». Самое знаменитое белорусское привидение живет в Несвижском замке. Дух Чорной панны, или Барбары Радзивилл, уже больше 400 лет ищет своего возлюбленного, польского короля Жигимонта Августа. Мать Жигимонта, королева Бона Сфорца, была против брака сына и Барбары. По легенде, она отравила невестку. Король так тосковал, что пригласил алхимиков вызвать дух любимой. Те согласились, но строго-настрого запретили прикасаться к Барбаре во время сеанса. Но как только призрак появился, Жигимонт не выдержал и бросился обнимать любимую. Тут раздался взрыв, пошел сильный трупный запах. И призрак исчез. С того времени Черная панна бродит по замку и не может найти покой. Картина про эту ситуацию.

Я смотрю, почти все работы из сегодняшней подборки - конец XIX века, малая часть начало XIX или XX столетий. Я так сделал не специально, оно само. Романтизм придумал привидения, романтизм их и видел. А в наше бездуховное время все призраки вымерли, словно и не бывало. А они были, я даже однажды видел одного.

Tags: живопись
Subscribe

  • Как я взламывал замки

    Так получилось, что вчера и примерно 16 лет назад я вскрывал двери в квартиру. Повод порассуждать, что изменилось в нашей жизни за это время.…

  • История Мэ и Жо

    Швейцарец Стефан Шмитц совместно со мной про вечную историю с сотворения мира. Он нарисовал, я скомпоновал. У него такого много, поинтересуйтесь.…

  • Memento mori

    Отличное приложение. За 149 ре 5 раз в день напоминает, что мы все умрем. Присылая мотивирующие цитаты про смерть. Что характерно, находится оно в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments