goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Category:

Уродство в искусстве

Хей-хо, сегодня страшная, но интересная тема «уродства в живописи».

В Средневековье и чуть позже отклонения от нормы даже приветствовались. Их, безусловно, боялись и не любили. Как и всегда. Но одновременно в этом видели источник развлечений (особенно для богатых и знаменитых) и морализаторства (особенно на религиозные темы). Самые частые сюжеты в живописи того времени на эту тему – придворный художник пишет каких-либо придворных же карликов либо шутов. После XVIII века мода потиху ушла, но даже в наше время можно найти великолепные работы. Иногда получаются не только экспонаты кунсткамеры, но и характеры, а то и целые истории из жизни.

На картинке 1 одна из таких историй. «Магдалена Вентура с мужем и сыном» Хузепе де Риберы. История написана на стелах. На картине Магдалене 52 года, волосы начали расти у нее в 37, до этого возраста она родила троих детей. Верхняя надпись называет ее «Чудом Господним», прежде всего не за бороду, а за то, что в 51 год она оказалась фертильной и родила 4-го сына. Но это не точно. Картину заказал неаполитанский герцог, поселивший такую диковинку у себя при дворе. И все, что мы о ней знаем, основано на тексте на самой картине и на немногочисленных дневниках очевидцев. Ну и на фильме «Молодой папа», где она фигурирует. Еще Хузепе де Рибера нарисовал прекрасную хромоножку, подходящую к нашей сегодняшней теме.

Диего Веласкес написал целую галерею карликов, минимум 10 портретов. На картинке 2 одна из известнейших работ цикла «Дон Себастьян де Морра». В том, как неподвижно и сурово сидит карлик, нынешние толерантные искусствоведы видят осуждение Веласкесом привычки королей держать при себе маленьких людей. Потому что до Веласкеса их чаще всего изображали пародийно: с рукой хозяина на голове, с домашними животными, друг с другом. Сам же Веласкес хотел, чтобы любой его портрет карлика можно было повесить рядом с его же портретом философа или короля, и разница бы не ощущалась.

Карлики были типично испанским специалитетом, там их обожали больше, чем где. Их называли sabandijas, что значит «маленькие змеи». Их покупали, ими обменивались, дарили друг другу. Их искали по всему миру, как родившихся с такими особенностями, так и специально деформированных зарабатывавшими на этом бандами. Тот же де Морра попал к принцу Бальтазару Карлосу лишь через третьи руки. Он был настолько хорош, что ему дали прозвище El Primo (Первый, почти как Моуринью). Но прожил при дворе очень не долго, всего три года, и затем умер. Не сладок был королевский хлеб.

Вот, например, как рисовали карликов до Веласкеса. На картинке 3 предположительно Фредерико де Льяно «Портрет инфанты Исабель Клары Эухении с карлицей Магдаленой Руис». Картина сделана лет на 60 раньше, и тут маленькая женщина словно домашний зверек. Никакого сочувствия и уважения, на мой взгляд. Вообще, таких картин очень очень много. Реально десятки, а то и сотни. Тема была крайне горячая.

На 4 картинке «Уродливая герцогиня» Квентина Массейса. Долгое время считалось, что Массейс выполнил эту работу, основываясь на рисунках Леонардо. Однако сейчас выиграла версия, по которой эти рисунки Квентин сам и слал Леонардо для того, чтобы поделиться замыслом. Разумеется, портрет сатирический. Но, скорее всего, модель также существовала. Это была Маргарита, графиня Тирольская. Она действительно надеялась подцепить поклонников одеждой времен своей молодости и бутоном, который, увы, больше никогда не расцветет. Относительно недавно была опубликована статья в медицинском журнале, в которой герцогине приписали болезнь Педжета, при которой кости черепа бесконтрольно разрастаются и деформируются. Так что не все так однозначно.

На картинке 5 Элен и Джудит, сиамские близнецы, известные как «венгерские сестры». Гравюра XVIII века работы Жюста Шевийе, сделана по рисунку Жака де Сева, который иллюстрировал большое количество Словарей и Энциклопедий того времени. Где он увидел сестер, не понятно, скорее всего, нарисовал их по рассказам. Они венгерские, потому что сам термин «сиамские близнецы» появился лет через 100 после создания этой гравюры.

На картинке 6 самая невинная картина китайского художника XIX века Лам Куа. Не рекомендую его гуглить, он писал крайне реалистичные картины болезней-уродств. Огромные грыжи, рак, нейрофиброматозы и другие ужасные вещи. Написал около 80 портретов безымянных китайцев с огромными опухолями по заказу медицинского миссионера и дипломата с супергеройским именем Питер Паркер.

Без Питера Брейгеля Старшего в этой теме никуда. Его «Калеки» образец жанра. Они на 7 картинке. Брейгель, к тому же, увлекался тератологией – наукой о врожденных пороках развития. На обороте картины две надписи, которые датируются 16 веком. Одна на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни и выражает восхищение, которое некоторые гуманисты чувствовали к Брейгелю, чье «искусство превосходит саму Природу». Кто их написал, разумеется, мы никогда не узнаем.

На 8 картинке работа из цикла Геннадия Доброва «Автографы войны». Очень страшные и болезненные картины. В конце 70-х годов прошлого века Геннадий ездил по домам инвалидов на Валааме, в Бахчисарае, в Омске, на Сахалине и в Армении. За 6 лет сделал 36 рисунков доживающих свой век жертв Великой Отечественной. Эти картины надо показывать всем, кто «может повторить». А может и всем детям, чтобы понимали, что такое война.

На картинке 9 итальянский художник Доменико Гирландайо и его «Портрет старика с внуком» конца XV века. Старик болеет ринофимой, это заболевание появляется чаще всего у мужчин после 50 и серьезно уродует их. Это реальный человек, у Гирландайо есть его посмертный рисунок. Но каким бы он ни был уродливым, сердце его полно любовью к мальчику. Художнику это прекрасно удалось донести.

Как всегда, постараюсь добавить русского. На картинке 10 «Ледяной дом» передвижника, исторического и не только живописца Валерия Якоби. Он любил время Анны Иоанновны и посвятил ее шутам и уродцам несколько картин. Ну а историю Ледяного дома, надеюсь, хотя бы мельком все слышали.

Вообще, глядя на все эти циклы работ, я тоже задумал цикл страшных, но интересных мне тем. Связанных, к тому же, между собой. Завтра будет подборка про болезни. Послезавтра про смерть. А позапослезавтра про призраков и прочих постмортем существ на картинах. Оставайтесь с нами, будет оччень интересно. Ну и красиво, искусство все таки.

Tags: живопись
Subscribe

  • Еще одна тайна детства долой

    Я так и знал(((

  • Данелия плагиатчик!

    Данелия плагиатчик! Как человек, чувствительный к общественному безумию, моде и хайпу, решил и я поразоблачать. Чеканное «Когда у общества нет…

  • Сериальчик на выходные

    Перед длинными выходными делюсь контентом. Я давно не скрываю, что из сериалов смотрю только комедийные ТНТ. И мне не стыдно! Так вот «Отпуск»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments