goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Category:

Про картины-каталоги и Самюэля Морзе

Самюэль Морзе (который изобрел телеграф Морзе и, как ни странно, азбуку Морзе) в юности подавал надежды как художник.

Его автопортрет того времени (1818 год) на картинке 2. После первой заметной работы «Прибытие пилигримов» (3 картинка) авторитетный живописец Олстон (его называли американский Тициан) порекомендовал родителям отправить Самуэля в Европу на обучение, а не гноить его на скучной должности клерка в книжном издательстве. Дальше была Королевская Академия в Лондоне, награды на выставках за различный мифологические работы и гастрольный чес в американской глубинке.

Дипломированный специалист рисовал портреты для среднего класса (60$ за работу, цена 6 коров) со скоростью 4 штуки в неделю, довольно быстро разбогател и удачно женился. Деньги он любил чуть ли не больше живописи, в своем мастерстве рано ощутил потолок, и вскоре из экспертов ушел в менеджмент. В 1826 году, в возрасте 35 лет, он основал Национальную Академию дизайна (ныне крупнейший художественный ВУЗ и музей США) и стал ее председателем. А через 3 года Морзе отправился в Париж, продвигать американское искусство в Европе и попутно обучать американских художников европейскому наследию. Ну и подзаработать.

Вот мы постепенно и подобрались к теме сегодняшнего поста. В Париже Морзе рисует полотно «Галерея Лувра» размером 2х3 метра. Оно на картинке 1. Писал он эту работу два года: год в Париже, год дорабатывал в Америке. За это время он познакомился с Луи Дагером (изобретателем фотографии), и часть изображений работ привез в США в виде дагерротипов. А еще несколько работ скопировал один-в-один.

Это был поистине титанический труд. Морзе разместил 38 шедевров на своей картине, включая Леонардо, Рафаэля,Тициана, Веронезе, Рембрандта,Рубенса, Мурильо и многих других. Конечно, на самом деле в Париже все эти работы находятся в разных залах музея, а не в одном Квадратном салоне. Да и обивка зала была зеленой, тогда как Самюэль посчитал «теплый» фон более выигрышным.

Кроме картин, Морзе разместил на переднем плане Фенимора Купера с женой и дочкой. Напоминаю, уж очень он любил деньги, поэтому попутно планировал продать эту работу богатому писателю. А также написал себя с дочкой и рано умершей женой, соседа по комнате в Париже, американского художника Ричарда Хабершема и скульптора Горацио Грима. Гулять так гулять! Немного фантазии художественной правде никогда не повредит.

В качестве дополнительного заработка Самюэль хотел сделать тысячи открыток и продавать их в США по 1 центу. Как мини-путеводитель по Лувру. Однако, не срослось. Фенимору Куперу картина не понравилась, американские фермеры замысел не оценили, да и, как я сказал выше, уже стали появляться фотографии. Разочарованный донельзя, Морзе забросил живопись и занялся техникой и изобретательством. Своей третьей страстью, после искусства и денег. Возможно, этой неудаче мы и обязаны появлению телеграфа.

Критики тоже разругали Морзе за вторичность. Дело в том, что картины-каталоги были весьма популярны в то время и даже лет на 200 раньше. Как иначе было ознакомиться с далекими музеями без сложных путешествий? Ну или понять, что есть хорошего у тебя самого в замке, когда этих картин тысячи, и висят они в каждой из бесчисленных комнат?

В 1651 году Давид Тенирс Младший написал образец такого жанра, работу «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе». Ее различные копии на 4 и 5 картинке. Он не остановился на этом, сделал еще несколько «портретов галереи», а затем перерисовал в миниатюре 243 работы из более чем 500 экземпляров коллекции Леопольда Вильгельма. Произвел по ним гравюры, и выпустил первую в мире книгу-каталог музея. Тоже, видимо, очень любил деньги. Хотя после того, как его назначили придворным художником с постоянным жалованием, Тенирс деньги за живопись брать перестал.

Продолжим про картины-галереи. Немец Иоганн Цоффани, живший и работавший преимущественно в Англии, нарисовал по заказу Георга III и королевы Шарлотты «Трибуну Уфицци». Она на картинке 6. Монархи в Италии не были, а полюбоваться картинами хотелось. Натолкнула их на эту мысль работа Джакоба де Форментроу «Кабинет картин», висевшая в комнате их дочери. Она на картинке 7. Иоганн работал 5 лет, скурпулезно выписывал даже рамы и детальки бронзовых статуй, а картину не приняли. Королеве не понравилось. Слава Богу, за работу заплатили, да и за проживание в Италии в течение 5 лет накинули. Но время-то не вернешь. Цоффани это все не смутило, и чуть позже он написал еще одну работу, «Чарльз Таунли и его друзья в галерее Таунли, 33 Парк-стрит, Вестминстер». Уже за 2 года и про скульптуры. Она на картинке 8.

На картинке 9 – художник с опасной ныне фамилией Гонзалез Кокс. Он вписал в интерьер Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге людей прошлых времен, времен написания картин. Логика в том, что эти люди заказывали работы про себя же и про свой век. Получилось довольно интересно. Я уже говорил, что чутка вымысла хорошей картине тглько на пользу?

На картинке 10 покажу русского художника. В XVIII-XIX веках рисовать такое смысла уже не было, а в XX веке уж очень мало русских художников видело зарубежные музеи. Поэтому таких работ русской кисти крайне мало. Но я нашел картину Александра Серебрякова, сына Зинаиды Серебряковой, «Интерьер замка Шато де Груссе» (картинка 10). Замок расположен в 50 километрах от Парижа, в нем по слухам любил останавливаться Николай I. Сама картина датируется 1942 годом, в это время Серебряков там жил и работал. Кому война, кому мать родна, как говорится. Сам себя Александр считал русским, выставляться начал также в России, так что с натяжкой подойдет.

Картины-каталоги, конечно, странная штука. За то время, которое художники на них обычно тратили, можно было перерисовать все шедевры в обычную величину. Но все равно старались, мучались, вкладывали душу и силы. Я нашел порядка 30 таких работ. Прекрасно, что сейчас есть фоточки и интернет. Иначе б мы так и не узнали даже про сами картины-галереи.

А теперь – сюрприз для дочитавших и любопытных. Картины, которые изображены на полотне «Галерея Лувра».

Веронезе — Брак в Кане Галилейской

Веронезе — Несение креста

Клод Жозеф Верне — Пристань в полнолуние

Леонардо да Винчи — Мона Лиза

Тинторетто — Автопортрет

Жан-Батист Гюисманс — Пастух в лесу

Антонис ван Дейк — Портрет знатной дамы с дочерью

Антонис ван Дейк — Иисус и блудница

Антонис ван Дейк — Портретхудожника Яна Геррита ван Бронхорста

Жан Жувене — Снятие с креста

Симоне Кантарини — Отдых на пути в Египет

Караваджо — Гадалка

Антонио Аллегри ди Карреджо — Мистическое обручение святой Екатерины

Эсташ Лесюер — Несение креста

Клод Лоррен — Морской порт в закатных лучах

Пьер Мигнарт — Дева с виноградной гроздью

Мурильо — Непорочное зачатие

Мурильо — Маленький нищий

Мурильо — Святое Семейство с Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой

Харменс ван Рейн Рембрандт — Портрет пожилого человека

Харменс ван Рейн Рембрандт — Архангел Рафаил покидает семейство Товита

Гвидо Рени — Похищение Деяниры

Гвидо Рени — Союз пропорции и цвета

Рубенс — Бегство Лота с дочерьми из Содома

Рубенс — Скифская царица Тамирис и голова Кира

Рубенс — Портрет Сюзанны Фоурмен

Никола Пуссен — Зима Всемирного потопа

Рафаэль Санти да Урбино — Мадонна с младенцем и Святым Иоанном Крестителем

Сальватор Роза — Скалистый пейзажс охотником и воином

Девид Тенирс Младший — Точильщик

Тициан — Христос в Эммаусе

Тициан — Портрет Франциска 1,короля Франции

Тициан — Погребение Христа

Tags: живопись
Subscribe

  • Почему футбол не интересен?

    Читал довольно много в соцсетях отзывов о том, что футбол как зрелище радует людей моего плюс минус возраста все меньше и меньше. Раньше, мол,…

  • Forza, England!

    Слушайте, у меня ж тут много менеджеров высокопоставленных. Давайте поклянемся никогда-никогда не брать на работу сотрудников ВГТРК и особенно…

  • Сталлоне человек

    Над моей кроватью, кроме мифологических Шварца и Ван Дамма, висели пару плакатов Сильвестра Сталлоне. Эти, которые на картинках. При этом я уважал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments