goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

Продолжение про Уильяма Хогарта

Продолжение про Уильяма Хогарта, зануду, юмориста, стяжателя и человека, сильно повлиявшего на историю мирового искусства.

Начало было вчера.

Итак, Хогарт напал на золотую жилу, точнее, на две. Во-первых, он понял, что когда у тебя воруют плоды твоего труда на ниве искусства, это плохо. Его первый цикл «Карьера проститутки» продавался просто шикарно. Как следствие, через некоторое время гравюры начали подделывать. В Англии XVIII века с этим уже можно было бороться в суде. Тяжба длилась несколько лет, и Хогарт добился принятия «Акта Хогарта». Авторское право как юридическая норма появилось в Англии лишь в 1710 году, оно касалось книг, брошюр и прочей печатной продукции. «Акт Хогарта» в 1735 году перенес его на гравюры. Ведь основные деньги Уильям терял там. Чуть позже акт расширили на картины, скульптуры и тому подобное, и с тех пор художник мог стать по-настоящему богатым, а подделки в рамках Империи начали преследоваться по закону. Это подарок, который Хогарт сделал художникам всего мира.

Вторая золотая жила – циклы сатирически-морализаторских картин. Хогарт увлекся ими по трем причинам. Во-первых, он боролся с классическими французскими и итальянскими мастерами, полемизировал с их отжившим искусством. Он хотел рисовать не богов и аллегории, он хотел говорить о современном ему обществе, о его проблемах и достижениях. Французов не любил дополнительно, они случайно посадили его в тюрьму. Во-вторых, деньги. После «Акта Хогарта» живопись переставала быть прерогативой аристократии, в виде оттисков с гравюр она могла попасть в каждый дом. За копеечку, но в каждый. Кстати, этой цели Хогарт добился. Он и сам разбогател, и стал для любого английского строения тех времен обязательным элементом декора. В-третьих, он хотел образовывать людей. Сын учителя, помните? Зануда с принципами. Это тоже удалось.

После «Карьеры проститутки» он написал «Карьеру мота», «Модный брак», «Прилежание и леность», «Четыре стадии жестокости», «Выборы в парламент», «Пивная улица и переулок Джина». Везде он жжот глаголом, ой, кистью и резцом. Много шутит, но и обличает-обличает-обличает. Народу нравится. Продажи растут.

Кроме того, Хогарт пишет портреты, как аристократов (он попал в верхний круг), так и своих друзей, например, известного театрального актера Гаррика. Он разрабатывает теорию искусства, и выпускает трактат «Анализ красоты». Пишет исторические работы, например, «Поход в Финчли» (картинка 1). А в 1757 году становится придворным живописцем Георга II, заменив своего тестя Джеймса Торнхилла. Вот так вот. Сначала украл дочку, потом должность.

Последняя его работа на картинке 2, она называется «Финальный лист. Конец. Бездна». Он дорабатывал ее весь 1764 год, закончил за месяц до смерти, и больше не брал карандаш в руки. Думаю, умирать ему было не стыдно. От бедного сына учителя он дошел до кумира нации. Жил, как хотел. Шутил, как хотел. Оставил наследие в веках, не только в виде искусства, но и как пользу для большого количества потомков. Прекрасный дядька, дай Бог каждому.

Автор умер, а дело его живет. В дополнение к судьбе Хогарта подробнее расскажу про цикл «Карьера мота», раз уж наш бложек про менеджмент и карьеру. По этим гравюрам поставили балет, Стравинский написал оперу, был снят фильм и написан мюзикл. В англоязычном мире эти картины примерно то же, что для нас фильм «Чапаев». Что-то древнее, что мельком видел каждый, а в подробностях почти никто.

На картинке 3 будущий мот Том получил богатое наследство после смерти своего скупого отца.Слуги изображают скорбь, а он уже заказывает новую одежду. Повсюду зритель видит признаки жадности прежнего хозяина. Даже на портрете над камином он считает деньги. На гербе три зажатых тиска с девизом "Береги". Тощий голодный кот показывает, что отец держал мало еды в доме, а отсутствие золы в камине – что он редко тратил деньги на дрова, чтобы отапливать дом. На выпущенной к картине гравюре все еще подробнее. Гравюры Хогарт сопровождал подписями, поэтому что хотел сказать художник, догадываться не нужно.

На картинке 4 антигерой в своем Лондонском доме, в сопровождении музыкантов и разного рода прихлебателей. Тут пародируются разные утренние ритуалы королевских особ, которые и шагу не могли ступить без придворных. Вокруг Тома куча учителей, видно, что он даже может позволить себе держать скаковых лошадей. Жизнь удалась!

5 картинка изображает пьянку в борделе. Действие происходит в знаменитом заведении в Ковент-Гардене под названием «Роза». Пара проституток обкрадывают пьяного Тома. У многих барышень на лице мушки, которые явно скрывают следы сифилиса. На полу битая посуда и скинутые кем-то корсет и юбка. Судя по работам Уильяма, сифилис в то время был чем-то настолько распространенным, что не стоил особого внимания.

На 6 картинке Том едва избежал ареста за долги валлийскими судебными приставами (на их принадлежность указывают их шляпы). Его спасла брошенная им ранее Сара Янг. В это время человек, наливающий масло в уличный фонарь, проливает его на голову Тома. Это шутливый намек на то, как человеку в церкви мажут лоб елеем.

На 7 картинке ради денег Том женится на некрасивой одноглазой женщине намного старше себя. Сара пытается остановить его, а ее мать на заднем плане дерется со слугой. Но все тщетно, падение в самом разгаре, если можно так выразиться.

На картинке 8 Том в игорном доме в Сохо, где он проиграл все деньги. Ни он, ни другие игроки, похоже, не заметили пожара в помещении. Э нет, самый разгар вот здесь.

Все потеряно, и Том заключен в долговую тюрьму. Судьба отца все же мучала Хогарта. Когда-то богатая жена стала тощей и потрепанной. Со всех сторон с него требуют денег. Том начинает сходить с ума. Возможно, на заднем плане его болезненные фантазии о путях заработка. И тут, мне кажется, судьба отца-фантазера. Человек проводит алхимические опыты, пытаясь научиться получить золото. В окне телескоп. Это намек на то, что правительство назначило награду за способ определение точной долготы. Рядом с Томом лежит брошенная пьеса. Другой заключенный пишет брошюру о том, как погасить государственный долг за малую толику. Над кроватью справа летательный аппарат с крыльями, который более четко виден на гравюре. В общем, все в грезах, слезах и поисках денег.

На 10 картинке Том в лондонской психиатрической лечебнице Бедлам (название которой стало нарицательным). А позади человек с манией величия (он в короне), и еще один, мнящий себя Папой Римским. Кто-то с книжкой на голове пытается играть на скрипке. Рядом прохаживаются элегантно одетые дамы. В то время смотреть на психбольных было весьма популярным занятием. Карьера закончилась печально. Как ни странно, Сара его не бросила, но бедный Том на нее даже не смотрит.

Мой рассказ окончен. Надеюсь, понятно, почему я считаю Уильяма Хогарта пусть прикольным и юморным, но занудливым морализатором. Кто заинтересовался, ссылка на почти 150 его работ в первом комментарии. Ну а я обещаю и дальше занудливо и морализаторски, пусть иногда и с юмором, нести свет просвещения и спорта (и иногда карьеры и менеджмента) в массы. Крепитесь!

Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment