Когда не работают ни закон, ни полиция, на нравственное, ни чувства приличия.
Про культ личности и борьбу с ним
В 1903 году не очень известный художник-баталист Наркиз Бунин написал картину «Рыбная ловля». Она на картинке 1. Ее выставили в «Пассаже», на Императорской выставке петербургского общества художников. Сразу же началось бурление. Как же, граф Толстой без штанов. И живописец Илья Репин тоже без штанов. Скандал!
Почему там Репин и Толстой? Потому что это была полемика с написанным Репиным на пару лет раньше портретом Льва Николаевича босиком (он на картинке 2). Он в рифму назывался «Лев Николаевич Толстой босой». Когда писатель узнал о таком своём живописном «подобии», то написал Репину: «Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны». Ну и Наргиз Бунин решил пойти чуть дальше.
Картину увидел сын, Лев Львович. Или как его иногда звали дома, Тигр Тигрович. Про него есть отличная книга Павла Басинского «Лев в тени Льва». Возмутился, начал писать в газеты (тогда это было вместо поста в Фейсбуке). Возмущение подхватили уважаемые люди, например, издатель Суворин. Слова множились, пришло время дел. Через несколько дней на выставку пришел некто, назвавшийся журналистом Любошицем, и карандашом жирно написал на холсте «Мерзость». Причем грозился первому, кто его тронет, дать пощечину! Ужасная угроза! Как все поменялось за 100 лет...
Собрали кучу подписей уважаемых людей, и картину с выставки убрали. Затем собрали подписи еще более уважаемых людей, и ее вернули. От таких страстей количество зрителей росло день ото дня, от нескольких десятков в день дошло до нескольких тысяч. В общем, все довольны, все при деле.
Что говорил по этому поводу сам Наргиз Бунин? – «Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого».
Но смешнее всех высказался князь Мещерский: – « «Несомненно, что мы уже дошли до такого момента, когда люди, как будто утрачивают понимания предела, далее которого прежде считалось нравственно недозволительно идти... Прежде мы жили в известной дисциплине, при которой иное не делалось потому, что запрещали сие закон и полиция, а иное не делалось, потому, что запрещали сие чувство приличия, чувство нравственное; теперь эти два двигателя стали почти бессильны».
Как он ошибался...А картину продали в США за очень хорошие деньги, и сейчас она в частной коллекции.