goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

Почему кричал Мунк

Эдвард Мунк хорошо бы вписался в сегодняшнюю реальность.

Детские травмы – ранняя смерть матери, смерть любимой сестры. Отец-абьюзер, болезненно религиозный человек, навязывающий свою страсть детям. Да так, что Эдвард довольно долго не мог спать, потому что боялся ада. Бедность, болезни. Шизофрения еще одной сестры. Юношеское разочарование в религии, вплоть до бунта. В общем, коллекция травм и страданий, упиваться можно вечно.

Не мудрено, что от такой жизни Мунк сбежал в большой мир. В возрасте примерно 17 лет он всерьез увлекся живописью, через пару лет поступил в Королевскую школу рисования и познакомился с норвежской богемой. А в 22 он влюбился, в замужнюю женщину, невестку своего покровителя и дальнего родственника Фрица Таулова, Милли. На картинке 1 автопортрет Мунка примерно этого времени. Считается, что Милли не оставила следов в его творчестве, хотя некоторые видят ее образ в картине «Лунный свет» (картинка 2), написанной через 10 лет после их романа. Роман был тяжелый, женщина замужем, кокетка, да и Мунк, не смотря на свой бунт, был человеком скорее религиозным. Первая сильная любовь должна быть несчастной.

Прошло 9 лет, в которые вместились обучающие поездки в Париж, смерть отца, жесткая депрессия Эдварда, переосмысление творчества и несколько более мелких событий. И в 1892 году Мунк, уже в Берлине, знакомится со Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль. Они на картинке 3. Это его вторая сильная любовь, и снова с замужней. Кроме плотской любви, Дагни дарила Эдварду вдохновение и была его музой. Роман продлился примерно 6 лет, куча картин (в том числе и «Крик») была написана в это время, и в целом это был рассвет Мунка такого, как мы его знаем.

На картинке 4 работа Мунка «Ревность». Он написал 11 версий этой картины, различающихся деталями. Тогда как основа всегда одна и та же. Обнаженный юноша (часто Мунк рисовал его со своими чертами), женщина, тянущаяся за яблоком, как символ грехопадения, и искаженное ревностью лицо Станислава Пшибышевского. Это он, без сомнения он.

Ситуация напрягала обоих мужчин, сам Станислав написал стихотворение «Всенощная», в котором рассказал о мучающем его «беззвучном сатанинском половом аде». А Мунк как мог рисовал и рисовал Дагни. «Мадонна» (картинка 5), «Вампир» (картинка 6), «Поцелуй» (картинка 7) - видно, что отношение к Дагни у Эдварда довольно своеобразное. Многие искусствоведы видят в этих картинах типичный, классический комплекс Мадонны и блудницы и страх художника перед женским началом. Очевидно, что Эдвард с трудом тянул эту связь и эту женщину.

Тяготила ли ситуация Дагни? Скорее всего, нет, она была довольно вольных нравов, гремела своими романами с богатыми и знаменитыми. Один из любовников и застрелил ее в присутствии сына, а затем покончил с собой.

К этому времени Мунк и Дагни уже разлюбили друг друга, Эдвард познакомился с богатой норвежкой Туллой Ларсен (картинка 8). Она была не замужем (хоть чему то научился), но крайне эмоционально разболтанная и чрезмерно страстная. Чувствуя, что Мунк охладевает, она пыталась покончить с собой. А потом еще, да так, что ранила художника. Роман серьезно подкосил Мунка и довел его до начала психического заболевания. А новый роман, с виолончелисткой Эвангелиной Маддок (картинка 9) добил и привел уже в психлечебницу, в которой он провел пол года. Хотя, надо признать, виноваты не только женщины. Мунк серьезно пил, довел себя почти до алкоголизма. По его словам, без двух-трех рюмок водки он не мог перейти дорогу. Кроме проблем с психикой, у него наступил алкогольный частичный паралич.

После психлечебницы Мунк прожил еще 36 лет, огромный срок, почти пол жизни. Он купил себе домик в деревне, занялся огородом, разводил кур, ухаживал за лошадью Руссо. Чуть не умер от испанки, но оклемался и продолжил рисовать. Жил одиноко и довольно запущенно. Потому что не любил никакой физический труд, кроме стояния у холста. Рисовал, пока болезнь не лишила его зрения в одном глазу. Работ сделал много, и, как считается, не хуже, чем в период максимального подъема. Но не то, не то. Ни женщин, ни алкоголя, ни психики на разрыв. Поэтому он уже никогда больше не кричал.

Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments