goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Птичку жалко, или Картины про дух Просвещения

Про одну из картин Джозефа Райта (на картинке 2 его автопортрет) я уже писал.

Она про то, как алхимик изобретает фосфор. Так вот, наследство Райта сильно больше, и самые лучшие его картины передают сам дух века Просвещения. Они очень подробные, с реальными историческими лицами, этакие мини-документальные фильмы. Можно рассматривать их часами. Расскажу про самые интересные работы и немного про самого Джозефа Райта.

Он родился в Дерби в 1734 году. Учился в Лондоне, затем вернулся домой и почти не выезжал оттуда. На жизнь зарабатывал портретами, но больше всего интересовала его наука. Особенно его завораживала тема Разума, тема борьбы Науки и Религии. Или чуть уже, тема зарождения из древней алхимии настоящей науки просвещенного XVIII столетия. Он был знаком с крупнейшими учеными своего времени (например, Джозефом Пристли, открывшим кислород, фотосинтез и многое многое еще). Следил за заседаниями «Лунного общества», это клуб ученых, в котором собирались крупнейшие умы Англии XVIII века. Этот клуб достоин отдельного рассказа, почитайте, люди развлекались как могли.

Кроме науки, Райт рисовал виды Италии и выполнил несколько пейзажей с извержением Везувия (не только Брюллов, так сказать). До конца жизни Райт был провинциальным художником, однако благодаря своим знаниям, знакомствам и работам стал известен в Англии и является одним из отцом романтизма, главного стиля живописи первой половины XIX века. В общем, крутой дядька.

Теперь про работы подробнее. На 1 картинке «Эксперимент с птицей в воздушном насосе». Здесь виден любимый прием художника с освещением свечами, позволяющий ему выделить на картинах главное и показать мастерство светотени, а нам понять, как люди жили без электрического света. Этот прием Джозеф Райт во многом позаимствовал у Караваджо, точнее, у его голландских последователей. Что изображено на картине? Фантазия на тему реального опыта с насосом Роберта Бойля. Сам насос был изобретен лет 100 назад до написания картины, а во время Райта такие опыты уже показывались лекторами-шоуменами для развлечения публики. Во время опыта из колбы насоса медленно выкачивали воздух. И животное, если оно было внутри, погибало. Обычно гуманные лекторы использовали мочевой пузырь животных, который схлопывался. Но для драматизма Райт нарисовал умирающего от удушья, довольно дорогого на то время белого какаду. Чтобы дополнительно подчеркнуть, что наука важнее денег. Мне в этой картине нравится практически религиозный экстаз, охвативший участников. Его вижу не только я. По мнению искусствоведов, фигуры рядом с птицей символизируют Троицу. Ну и наука, по мнению Райта, сильнее религии. Ведь бедного какаду никому не жалко, кроме детей. По этой картине в наше время нарисовали обложку «Науки Плоского мира» Терри Пратчетта.

На картинке 3 работа «Философ, объясняющий модель Солнечной системы, в которой лампа заменяет Солнце». Видите, кроме яркого пятна в центре Райт любил говорящие названия, пересказывающие сюжет картины. Здесь из интересного освещенные лица персонажей, которые слева направо показывают фазы луны. От новолуния до полнолуния. Джозеф писал картину для конкретного человека, астронома-любителя, 5-го графа Феррерса, у которого была собственная модель Солнечной системы. Чтобы он купил ее наверняка, изобразил самого графа, его сына и его друга. Затея удалась, картину купили, хотя 6-й граф, этот самый сын, перепродал ее как подрос.

На картинке 4 «Три человека, рассматривающие гладиатора при свечах». Это первая работа, на которой Райт использовал прием «источник света где-то за пределами картины». Рассматривают люди копию «Боргезского борца», и по нынешнему мнению, это не гладиатор, а Ахилл, который борется со змеями. Ну и оригинальная скульптура 1,99м ростом, а еще говорят, что древние люди были мелкие.

На картинке 5 изображен «Философ при свете лампы», или же «Отшельник, изучающий анатомию». Здесь уже отход от реальности в сторону символизма. Философ занят не научными исследованиями, а скорее размышлениями о бренности бытия. Около философа можно найти много символов «Лунного общества», про которое я упоминал выше.

На картинке 6 «Кузница». Работают кузнецы, разумеется, ночью, чтобы показать мастерство художника. Райт позднее несколько раз возвращался к теме, и одна из кузниц есть в Эрмитаже. Она на картинке 7, «Кузница, вид снаружи». Как и упоминаемое выше извержение Везувия, которое на картинке 8.

Вот такой вот Джозеф Райт из Дерби, который, живя в провинции, смог стать символом Просвещения и промышленной революции в главной империи того времени, вплоть до наших времен. Рецепт работает и сейчас. Знакомься с нужными людьми и работай.

А закончить хочу жанровой картиной Райта, на которой старик подсматривает за письмом, написанным красивой девушке. Она на картинке 9. И моралью: – будьте любопытны и неленивы. Возможно, также станете символом какой-либо революции.

Tags: живопись
Subscribe

  • Про бокс, баню и члены

    После тренировки, парясь всерьез в бане очень четко понимаешь рассказы Джека Лондона «Мексиканец» и особенно «Кусок мяса». В прямом и в переносном…

  • Роль личности в бане

    #гусиныеистории В бане появилась новая хорошая традиция. Называть заходы по событию или известной личности. Есть «Спутник», 57 ковшиков. Есть…

  • VIP-баня

    Почему нужно ходить в баню. Специально для поколения-z, owner’ов и founder’ов. Преамбула. Баня зимой лучший источник эндорфинов и единственное в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments