goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

Оригинальные портреты Пушкина

В День рождения Нашего Всего покажу немного его оригинальных портретов.

Не хрестоматийных Кипренского и Тропинина, а чуть менее затасканных.

На картинке 1 портрет Александра Ройтбурда, который нарисовал целую серию известных людей в образах хасидов. Серия называлась «Если в кране нет воды», и кроме Пушкина включала братьев Кличко, Майкла Джексона, «Битлз» в полном составе, Достоевского и многих других. Пушкин, конечно же, в классической позе с портрета Кипренского.

Кто нарисовал толстячка с картинки 2? Борис Кустодиев! Он нарисовал всего три графических портрета, сделал бюстик из гипса и иллюстрировал много произведений поэта. А больше всего любил стих «Осень».

На картинке 3 портрет, который приписывается Ивану Линеву. По основной версии, это последний прижизненный портрет Александра Сергеевича, написанный по заказу Василия Жуковского. Обоим поэтам портрет не понравился, в результате чего был заброшен и исчез на 50 примерно лет. Поэтому, про атрибуцию (это кто и как нарисовал картину) этой работы написано кучу материалов. А еще говорят, что бледность Пушкина указывает, что портрет был написан с покойника.

Точнее, с рисунка Федора Бруни «Пушкин в гробу». Он на 4 картинке. За два дня, когда тело Пушкина лежало в его доме (30 и 31 января), с ним попрощалось то ли 20 000, то ли 50 000 человек. Цифры разнятся, но понятно, что народу было колоссальное количество. Папарацци и фоточек тогда еще не было, поэтому в квартире установили мольберты и художники лихорадочно рисовали мертвого Пушкина для истории. Кроме Федора Бруни, это сделали еще 2 художника и 2 писателя: Александр Козлов, Аполлон Мокрицкий, вышеупомянутый Василий Жуковский и Александр Струговщиков. Их портреты показывать не буду, все же сегодня Днюха, а не день смерти.

На картинке 5 портреты Пушкина разного возраста, синтезированные компьютером на основе существующих словесных и графических изображений. В 1999 году, на юбилей, так баловались член-корреспондент РАН Иваницкий и кандидат физико-математических наук Деев. Они делали машинное сопоставление портретов и одновременно рисовали фотороботы, исходя из описаний современников. Из их статьи можно узнать, что цвет волос Пушкина точно сказать нельзя, рост поэта 167 сантиметров, глаза у него были голубые и удлинённые (длиннее чем среднестатистические европейские). А больше всего отличались от европейской нормы вытянутый вперед подбородок и полные африканские губы. Поэтому нижняя часть лица удавалась художникам-современникам хуже всего.

На картинке 6 портрет работы неизвестного художника, с Пушкиным в кокетливой шляпе. Никто из современников не упоминал, что поэт носил такую. Вдобавок, шляпа пуховая (теплая), а портрет написан, судя по дате, в июне 1831 года. Через неделю после Дня рождения. В общем, все очень сложно. Но вроде изображен действительно Пушкин и в реальной шляпе (нашли запись в дневнике одного знакомого с поэтом). Во всяком случае, этот портрет использовали в Эфиопии на юбилей, и разместили его на почтовых марках.

На картинке 7 Лжебрюлловский портрет. Из названия примерно понятна его судьба. Хотя надпись Брюллов на портрете присутствует, не известен не только автор, но и год написания. Вариации от 1827 до 1837 годов. По одной из версий, автор Кипренский, и это этюд к «гляжу я в зеркало и зеркало мне льстит». Эх, обещал без Кипренского! Но видимо без него в этой теме никак.

На картинке 8 изображено «Прощание Пушкина с морем» Ивана Айвазовского. Ну как Айвазовского, человека рисовал Репин. А Айвазовский по привычке море. Сам Иван видел Пушкина лично, в возрасте 19 лет, на выставке, состоявшейся за 3 месяца до смерти поэта. Пушкин посмотрел и похвалил 2 работы Айвазовского: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Но показанную мною картину написал через целых 40 лет после встречи. У него есть еще около 20 работ, написанных к 50-летию смерти, где Пушкина Айвазовский рисовал уже лично. Там фигурки маленькие и без деталей, поэтому справился. Кстати, художник дружил с вдовой Пушкина до самой ее смерти и, по устоявшемуся мнению, был очень похож на него лицом. Натали это подтверждала.

На картинке 9 работа Петра Кончаловского «Пушкин в Михайловском». Годы написания 1937-1944. Почему так долго? Потому что картина с голыми ногами не понравилась всяческим принимающим. Тогда дедушка Никиты Михалкова, бывший, как принято в их семье, конъюнктурщиком, перерисовал работу, накрыв поэта одеялом полностью. И назвал ее «Пушкин, сочиняющий стихи». Лично мне нравится больше этот вот вариант, с ногами.

На картинке 10 автопортреты Пушкина, написанные в разное время. Вот таким он видел себя. Забавным, некрасивым, но чертовски обаятельным. Разным, но неуловимо похожим. Как в принципе видит его каждый из нас.

Tags: живопись, не бизнес литература, стихи
Subscribe

  • Почему Шоколадница не Макдоналдс

    Записки успешного фуд-блоггера. И про менеджмент в конце. Кроме #Freeletics, я в этом году амбассадор бренда «Шоколадница». Там не дорого и…

  • Готов к зиме

    К зомби-апокалипсису готов. Весь мир должен знать, как я мучаю себя. Во #freeletics появились гири. Это просто чума. Лучшая физическая активность…

  • Расея моя, Расея

    Еще чутка про глубинный народ шансона. Очень интересный портретист Борис Григорьев (2 картинка) родился в 1886 году. Умер в угадываемом 1939,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments