goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

«Живой мост» Франца Рубо

Сложный философский вопрос.

Допустимо ли врать в искусстве? Мой однозначный ответ да. Это если убрать обязательные для такого формата уточнения терминов, танцы вокруг этики и надевание белых польт. Когда нужно ответить в лоб, да или нет, без полутонов, я отвечу да.

Второй, еще более сложный и более философский вопрос. Допустимо ли врать в искусстве про войну? Которое не пропаганда (это третий вопрос), не госзаказ для царя-батюшки, не газетная агитка. Не обучающие материалы для новобранцев, в конце концов. А когда снимаешь, пишешь либо рисуешь что-то связанное с войной для простых людей. Причем я сейчас не про заклепочничество (это когда нарисовал гусеницу Т-34 не так, и знатоки тебе мгновенно норовят это показать). А про придумывание или приукрашивание событий. Мой ответ после небольшой истории.

Художник-баталист Франц Рубо (он на картинке 2) привнес в Россию панорамные военные полотна. Может видели в музеях, когда на огромном, полукруглом чаще всего холсте тщательно прописано множество солдат и то, что они делают на войне. Сочетание картины с 3-х мерным макетом. Самые его известные работы – «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя». Тиражируемость уровня «есть в детских учебниках». Франц прожил скучную жизнь, с учетом тех веселых времен, которые ему достались во второй ее половине. Правда, в 1912 году он переехал из России в Германию, но там было не сильно проще. И иногда врал про войну.

Одна из первых его знаменитых картин «Живой мост» (картинка 1). Она посвящена Русско-Персидской войне 1804-1813 года. Война, с одной стороны, непримечательная. Мало ли их было, на окраинах огромной Империи. С другой стороны, ее причиной было присоединение Грузии к России (что важно и аукается до сих пор). Второе- это один из первых актов в интереснейшей Большой игре между Россией и Великобританией за влияние на Азию и конкретно на Индию. Так, убийство Павла I иногда считают следствием этого начала и конкретно этой войны. Англичанка начала гадить именно тогда. Для тех, кто читает детективы с конца: наши победили, кроме Грузии отжали часть Персии и получили исключительное право держать флот на Каспийском море. А Игра началась. На мой взгляд, она длится до сих пор и пока обе Империи проигрывают варварам.

Картина посвящена крайне героическому событию этой войны. Семнадцатый егерский полк Павла Карягина в составе 493 человек и 2-х пушек успешно противостоял 40 000 численному составу персидской армии. Боролись за счет мастерства и мобильности. Кусочек такой мобильности на картине. Пушки нужно срочно перетащить через ров. На колесах они не пройдут, застрянут. Тогда солдаты своими телами заполняют ров, и пушки едут прямо по ним.

По легенде, солдат Гаврила Сидоров сказал: – «Пушка – солдатская барыня, надобно ей помочь». И первым лег в ров, а уже за ним последовало еще человек 10. Как примерно выглядели рядовой, младший офицер и старший офицер полка Гаврилы, на картинке 3. Пушки весили по 680 килограммов, да еще лошади с упряжью, да еще боеприпасы. Гаврила погиб, остальные получили травмы. Эта легенда и вдохновила Франца Рубо на написание картины. Она, на мой взгляд, очень даже получилась.

Как все было на самом деле? Полковник Василий Потто, работавший лет через 70 с военными архивами, в своей 5-и томной монументальной книге «Кавказская война» описал этот случай. Гаврила Сидоров действительно был. Как и пушки и ров. Однако он предложил сделать упоры из связанных ружей, по которым и перетащили пушки. Вторая пушка случайно соскользнула и колесом разбила Гавриле голову, от чего тот действительно погиб. Полковник Карягин из-за занятости (версия Потто) этот инцидент даже не описал в рапорте. Однако Потто видел персидский документ, который подтвердил случай с мостом из ружей.

То есть картина врет. Судя по всему, Франц Рубо это знал. Он читал «Кавказскую войну» и брал из нее сюжеты для других работ. Например, для «Штурма Ахульго» (картинка 4). Знал и нарисовал ложное самопожертвование. Почему? Во-первых, потому что это красиво. Во-вторых, Россия во время написания картины точила милитаристические когти, наливалась силой и была действительно крупным игроком на политической арене. Франц Рубо лишь показал цайтгайст, дух времени. Наши солдаты могучая сила, которая сама кладет себя под колеса войны, и делает это с радостью. А художник лишь транслятор. Пусть все видят, как это круто!

Ну а мой ответ – да. Военное искусство может врать. Но наряду с этим обязательно должна быть и правда. Нельзя судить о Великой отечественной войне только по Некрасову или Никулину. «Танки» с Петровым тоже могут быть. Да даже «Цитадель» может быть, черт побери! На то оно и искусство. Не надо только врать, что вранье в искусстве это и есть правда. Нужно честно предупреждать, что все выдумано. По мотивам. А правду человек, если заинтересуется, сам узнает.

Tags: живопись
Subscribe

  • Мой любимый бизнесмен

    Рубен Варданян, на мой взгляд, один из умнейших бизнесменов в России. Обожаю его интервью. Вот это очень хорошее.…

  • Книги 2018. 46..50

    Неплохой детектив, прекрасная книга по психологии и поведению людей, притча, средняя книга про искусствоведение и неплохие воспоминания. 1. "Тайный…

  • Книжки, вразброс

    1. Одна из лучших книг года, на мой вкус - "Благоволительницы" Джонатана Литтелла. Главный герой - эсесовец-гей, имевший инцестуальную связь со…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments