goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

Про блудного сына

Есть момент в жизни, которого я жду со страхом и одновременно с надеждой.

2032 год, Собянин лежит...

Нет, есть еще более ожидаемый момент. 2032 год, Путин и Собянин лежат...

Стоп, мой бложек не про политику, а про искусство, про жизнь и про юмор. В жизни Собянин и Путин пусть важные, но элементы пазла, поэтому когда-нибудь лягут на уготовленные им места. А я про сегодня про другое.

Итак, 2032 год, мой сын приходит ко мне и говорит: – «Папа, я ухожу из дома!». И я переживаю, как миллионы людей до меня и миллионы после, коллизию «блудного сына». В жизни мужчины и его отца это важнейший момент, инициация, переход. С тех пор как убийства запрещены. В жизни женщины это тоже есть, но по-другому и обычно более подготовленно. Первый уход из дома. Звучит как музыка из балета Прокофьева, кантаты Дебюсси или оперы Бриттена с названием сегодняшней темы. Читатель, отметь, пожалуйста, как я вырос над собой. Я уже гуглю не только названия картин, но и названия музыкальных произведений.

Причину ухода из дома со стороны сына каждый знает сам. Она хоть и разная, но очень одинаковая. Четче всего ее выразил соседский мальчишка, мой не по возрасту серьезный тезка. Однажды летом, в возрасте 8 лет, он пропал. Сопли, слезы, валерианка, даже милиция. Декорации были шикарны для наблюдателя и кошмарны для участников. Нашли его в тот же день. Оказалось, он сел на велосипед и из нашей деревни поехал домой, в городскую квартиру. Через лес, шоссейные дороги и прочие сказочные приключения. Когда мать спросила его, зачем он это сделал, он сказал: – «Ай, мама, тут все такие пидоры!». Кто все и откуда он в 8 лет приобрел немодную гомофобию, он не объяснил. Но, клянусь, ни я ни мои знакомые не предлагали малышу конфетку. В общем, повторюсь, причина ухода всегда одна, только «те самые» разные.

В живописи притча о блудном сыне – одна из самых изображаемых притч. Как целиком, так и по частям. Впервые она встречается во французских витражах XII века, например, в соборе в Бурже (картинка 1, показан раздел наследства). Уж очень она откликается в сердце каждого отца и сына, как я уже говорил. Ну и вдобавок можно поморализовать про многое: раздел наследства, уход из дома (картинка 2, это Брейгель), пиры с куртизанками (на языке Собянина нарушение режима самоизоляции с женщинами с пониженной социальной ответственностью без масок и перчаток, не в утвержденную Указом мэра очередь прогулок). А еще дальше – изгнание блудного сына, сын пасет свиней, сын раскаивается и сын возвращается домой.

Мы уже на куртизанках. Звучит двусмысленно, но это так. Про куртизанок художники порисовать очень любили. Бартоломе Эстебано Мурильо (картинка 3) нарисовал скорее всего то, что сам видел каждую пятницу. Или когда они там отдыхали от офисной работы. Рембрант изобразил себя и жену Саскию на коленях. Очень он ее любил, и на куртизанок-натурщиц тратиться, опять же, не нужно(картинка 4). Геррит ван Хонторст (картинка 5) практически «дал сисек». Но застеснялся и использовал прием с гитарой из Остина Пауэрса (когда самое интересное прикрывается предметом).

Можно легко заметить, что голландцы обожали эту притчу. Она была для них архетипична, потому что говорила, что не обязательно мучаться и страдать, Бог примет тебя любым, если ты раскаешься. Пусть католики страдают, а мы, протестанты, лучше весело и вкусно будем жить здесь и сейчас. Это они еще любовь православных к страданию не видели! А в конце все зависит от Его воли, а не от твоего поведения. Нынешние косячечные и проститутошные в Амстердаме откуда-то оттуда, из тех картин и мировоззрений.

Закончим «Краткий курс богословия для еретиков и атеистов» и вернемся к искусству.

Изгнание блудного сына куртизанками - крайне прикольный сюжет. Тот же Мурильо (картинка 6) написал его с экспрессией и нервом. Кто-нибудь нашел на картине ссаные тряпки? А они есть! Про Мурильо, кстати, не удивляйтесь. Он проработал весь цикл. Или также очень энергичный Лука Джордано (картинка 7). У обоих на картинах есть собачка. Возможно, она что-то символизирует, но скорее всего собака просто собака. Насквозь пропитанные аллегориями старинные картины-загадки нужно стремиться понимать и без аллегорий. Это проще, чем запоминать, что «собака символизирует верность. Ну и иногда собаку».

Далее в истории блудного сына были свиньи (картинка 8, Пьер Пюи де Шаван), раскаяние (картинка 9, Сальвадор Роза) и возвращение. В притче к раскаянию блудного сына сподвиг голод. Он ел орешки (рожки по тексту), которые в хорошие времена давали лишь скоту. Советские макароны «рожки» были такого же качества. Я думаю, здесь нет правды жизни. В конце концов я вырос на советских рожках, и ничего. Эти древние евреи не жили у нас, в полосе рискованного земледелия. У нас к раскаянию сподвигнет скорее холод.

Сам я из дома не уходил, отец мой ко времени ухода умер, а с мамой я воевал по-другому. Угрозами. Часто любящим мамам их достаточно. А вот моя сестра (как положено по притче, младшая) в возрасте 15 лет, взяв немного семейного наследства, с подругой ушла из дома на заброшенную стройку. Жили мы бедновато, из наследства ей досталось одеяло, подушка и несколько бутербродов с салом. Я ж говорил, женщины всегда готовятся. Бушевало бабье лето, поэтому они и рискнули. Но был уже октябрь, и ночью пошел дождь. Ночью же блудные дочери стояли на пороге, мокрые, дрожащие, но готовые бороться и дальше с несправедливостью жестокого взрослого мира. И с пидорами, да. Вот здесь вот правда жизни, а не в рожках.

Про возвращение блудного сына картинки постить я не буду, незаполненный слот мне еще пригодится. Картин и икон сотни. Может быть, напишу вторую серию только про этот сюжет. От шедевра Рембранта ( а там реально шедевр, я читал объяснения могучих искусствоведов) до неизвестных досок неизвестных авторов - везде сердце отца и сына при взгляде сентиментально щемит. История-то была с почти каждым мужчиной. Причем как с Дедом Морозом. Сначала отец был им для тебя. Потом ты для сына. Зе серкл оф лайф, как пел великий, хоть и «из этих», Элтон Джон.

Вместо этого сверхпопулярного, насмотренного сюжета я лучше выложу картину Сергея Григорьева «Вернулся» (картинка 10). Это тоже блудный сын, но наоборот. И сама по себе ситуация гораздо более неправильная, чем классическая. Тем картина и хороша. Даже в Третьяковке висит.

Возвращаясь к 2032 году. Придет ко мне сын, скажет. А я, в глубине души сильно гордясь им, повзрослевшим, сурово скажу: – «Ну и вали! Жрать нечего будет, возвращайся!» А когда он вернется, они всегда возвращаются, скажу рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

И начнем веселиться!

Tags: живопись, забавно
Subscribe

  • Самые дорогие скульптуры в мире

    Самые дорогие за историю скульптуры: «Указующий человек» (около 141М, в 2015 году) и «Шагающий человек I» (около 104М, в 2003 году). Автор обоих…

  • Великая война как причина утиных губ

    Нынешнее раздолье пухлых губ, острых скул и прочих подтяжек обязано, как ни странно, Первой Мировой войне. Ужасное, новое на тот момент оружие…

  • Как поп сказал херня

    Исповедь как таинство я проходил ровно один раз. В туристической церкви Казанской Божьей матери в Коломенском, у молодого поджарого священника…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments