goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Categories:

Почему люди боятся клоунов

История про боязнь роботов, Будду и коулрофобию.

Раньше, рассказывая про серийного убийцу, переодевавшегося клоуном, я заинтересовался, почему люди боятся клоунов. И вот нашел научное объяснение.

В токийском университете Мукта работает Мосахиро Мори. Хоть ему уже 93 года. Он инженер, ученый-робототехник. Но больше всего он известен открытием еще понятия «зловещая долина» еще в 1970 году.

В середине 60-х годов XX века Масахиро Мори придумывал, как должен выглядеть робот, который понравится людям. Делал он это по заказу беспринципного капитала: компании, разрабатывавшей примитивных механических зазывал в магазин. Он показывал людям рисунки роботов разной степени проработанности. Оказалось, что людям не нравятся шарниры, шары, кубы, сочленения и прочая механика, и чем больше робот похож на человека, тем больше доверия он вызывает. Однако наступает момент, когда сходство с человеком начинает уже пугать. Этот страх увеличивается до почти полного совпадения образов робота с человеческим. После этого испытуемые снова начинали говорить, что робот симпатичный.

Масахито Мори очень заинтересовался, и начал исследовать другие образы. Зомби, трупы, детские игрушки, куклы японского театра. Да-да, и конечно клоунов. Эта кривая симпатии «рост-резкое падение-рост» повторялось на всех понятиях и со всеми испытуемыми. Эффект назвали «зловещая долина», причем по-японски используется название японских же кукол «букими». Почему это происходит, Мори не понимал. Но уже тогда предложил делать роботов максимально не похожими на людей, и стратегически японская робототехника шла по этому пути.

Эффект исследовали и дополняли другие, например, в 2009 году в США открыли, что он касается также и обезьян. Именно тогда стало понятно, что дело скорее всего в эффекте этологической изоляции (еще один сложный эффект, но без его введения не поймешь). Он ограждает нас от скрещивания с похожими на человека, но при этом все же генетически разными существами. Дополнительный психологический барьер от затрат ресурсов на потенциально ухудшающий выживание вида процесса. Причем вот такие вот существа, похожие, но не совсем, для размножения хуже всего. Спариваться уже можно, а получать здоровое и беспроблемное потомство еще нет.

Вторая гипотеза - дело в «теории управления ужасом», гласящей, что инстинкт самосохранения вынуждает держаться подальше от всего, что напоминает о смерти. Но даже чисто логически она не очень подходит. Почему при росте человекоподобия робот больше напоминает о смерти, мне лично совсем не очевидно.

Третья гипотеза объясняет «долину» леностью мозга. Она схематично на 3 картинке. Когда мы видим похожего на человека робота, но при этом замечаем нехарактерную мимику и пластику, мозгу требуется значительно больше усилий, чтобы обработать картинку и понять, что же это такое. Мозг этого не любит, дополнительное время на понимание может быть фатально для выживания, поэтому лучше держаться от такого рода объектов подальше.

Коулрофобия, или боязнь клоунов, в наше время психологически объясняется эффектом «зловещей долины». Что-то похожее на человека, но не совсем человек, пугает и страшит. А по какой конкретно причине – то ли боязни спариваться с ними, то ли боязни смерти, то ли лености мозга - тут предлагаю выбрать самим. Кроме этого, добавляется асоциальное (трангрессивное, поумничаю еще раз) поведение клоунов, что рушит упорядоченный и алгоритмизированный мир ребенка. Ну и попкультура добавляет страхов. Вспомним Джокера, величайшего злодея в комиксах всех времен по практически всем рейтингам. Хотя где здесь курица, где яйцо, еще вопрос.

Из обещанного интересного остался Будда. По мнению того же Мори, написавшего книгу «Будда в роботе: размышления инженера-робототехника о науке и религии» еще в 1974 году, каждый робот имеет буддийскую природу, то есть потенциал к достижению состояния будды. И это прекрасно для нас, кожаных ублюдков! Будем жить! Если нас не сожрут клоуны.

Tags: забавно
Subscribe

  • Процесс превыше всего

    Когда процессы обгоняют голову. Ну или кнопку сигнализации. В туалете одной из Додо-пицц.

  • Живопись идеальности

    Вчера, в 1599 году, умерла любовница короля Генриха IV, героиня странноватого портрета неизвестного художника «Габриэль Д’Эстре с сестрой». На…

  • Стыд Беллы Ахмадулиной

    Сегодня день Рождения самой известной неизвестной поэтессы нашей территории. Ее стихи мало того что знают все, так еще и слушают минимум 1 раз в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments