goldoff (goldoff) wrote,
goldoff
goldoff

Ричард Тедлоу "Гиганты бизнеса"

Английское название книги Ричалда Тедлоу "Гиганты бизнеса" - "Giants of enterprise" - как мне кажется, намного точнее передает ее смысл. Потому что в книге прежде всего рассказывается об инициаторах, о людях, которые были первыми на рынке.

Первыми не важно в чем - то ли в подходах, то ли в товарах, то ли в моде на развитие или, например, отношении к персоналу. Они были первыми!


Для чего вообще читаются деловые книги? Чтобы как минимум избежать уже сделанных до тебя ошибок. А как максимум открыть на основе прочитанного что-то свое, новаторское. То, что позволит заработать свой честный миллиард.

Все упомянутые в книге люди свой миллиард заработали. Также они сами много учились. Много читали, слушали, думали. Автор часто это специально подчеркивает, акцентирует на этом внимание. Но так как они были гениями, выдающимися людьми, во-многом униумами, откуда-то из космоса они рождали идей, позволявшие перевернуть бизнес их времени. И теперь мы можем на их примере многому научиться сами.

Во-первых, мы должны понять, что бизнес всегда был примерно одинаков. От конца восемнадцатого века до начала двадцать первого кардинально ничего не изменилось. Появление компьютеров, интернета, мобильной связи и очень дешевых ресурсов не должно затмевать для нас смысл бизнеса. Это - объединение своей волей людей для того, чтобы сделать что-то, нужное людям. И последовательная реализация своей идеи через сопротивление внешней среды. Американцы научились этому уже в начале девятнадцатого века, и с тех пор идут по этому трудному, но увлекательному пути.

Во-вторых, если решил заниматься бизнесом, нужно рисковать и не бояться ошибиться. Риск был всегда, и двести лет назад он был поболе, чем сейчас - тогда речь шла о физическом выживании человека. А сейчас вопрос лишь в финансовой несостоятельности и мифическом "будет хуже, чем у Джонсонов". Что касается ошибок - практически ни у кого из великих в мире бизнеса людей не получалось все сразу. Ни у кого из описанных в книге, как минимум. Как говорил Черчилль, "успех - это способность двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма".

В-третьих, бизнес невозможен без веры в себя, иногда слепой и фанатичной. Это всегда изменение мира, подстраивание его под себя. Если в этом случае не верить в себя и в свои решения - провал гарантирован. Можно и нужно окружать себя сонмом экспертов и людей, которые умнее тебя. Но все эти люди должны плясать под твою дудку и работать на твою идею.

И в четвертых, любой бизнес когда-нибудь умирает из-за ограниченности его управляющих. Потому что любой самый гениальный гений когда-нибудь умрет сам. Это нормально, и к этому нужно относиться философски. Но цель любого бизнеса - как можно дольше оттянуть такой прискорбный факт.

Это - месседжи всей книги, которые повторяются в каждой истории. Если же говорить о персоналиях, то они могут научить следующему:
1. Эндрю Карнеги( US Steel) - работая на железной дороге, вовремя увидел, что очень скоро бурно развивающимся дорогам понадобится очень много рельс из стали. И чем дешевле будут эти рельсы, тем лучше. Поэтому открыл фирму по производству сталепроката и постоянно снижал издержки этого производства. Ну и не забывал при этом плотно работать с потребителями и включать административный ресурс.
2. Джордж Истмен (Eastman Kodak) - ничего не зная о фотографии, нутром прочуствовал потенциал этого рынка. И сделал его ближе к людям. То есть, максимально удешевил и максимально упростил фотокамеру для обычного человека. Сделав так, создал по сути новый рынок своими руками.
3. Генри Форд (Ford Motor Company) - перевел автомобиль из сегмента luxury в сегмент общедоступного товара. Хотел, чтобы любой рабочий на его заводе смог купить производимый им же автомобиль. Был первым, кто для этого стал платить людям 5 долларов в час(более чем в три раза выше средних по рынку зарплат), таким образом многое сделав для возникновения нынешних белых воротничков и постиндустриального общества. Кроме того, не думая об этом, создал американскую нацию такой мобильной, как она есть сейчас. А конвейер и все остальное - это просто инструменты, при помощи которого он все вышеперечисленное делал.
4. Томас Дж. Уотсон (IBM) - сделал в современной производственной фирме главными продавцов и маркетологов, а не инженеров. То есть, был одним из изобретателей современного маркетинга как такового.
5. Чарльз Ревсон (Revlon) - был одним из первых людей, распробовавших коммерческий потенциал телевидения. По существу, создал тот рекламный коллапс, который мы наблюдаем сейчас. Что касается продукта, пошел по пути, обратному пути Форда - из категории общедоступной усиленно переводил свою косметику в сегмент luxury, ограничивая пулл дистрибьюторов и резко задирая цены.
6. Сэм Уолтон (Wal-Mart) - совершил революцию в розничной торговле, концентрируясь на минимизации издержек, "доении" поставщиков и максимальной монопольной представленности своих магазинов в различных американских медвежьих городках. Причем свои бизнес строил так, как живет. Уолтон очень интересный человек, советую прочесть его автобиографию.
7. Роберт Нойс (Intel) - на его примере можно проследить, как развивалась "Силиконовая долина". Открыл новый рынок, и постоянно работал над его усовершенствованием и развитием. Доказал, что бизнес можно делать на инженерной основе и в конце двадцатого века, а не только в девятнадцатом.

Плюсы: интересные факты из истории американского бизнеса, дающие богатую пищу для размышлений. Связный и системный подход к повествованию.
Минусы: плохой перевод, плохая редактура с ошибками в фактуре(например написали про картину Магритта "Трубка"(с надписью "Это не трубка"), но перевели это все "Это не труба(имея ввиду водосточную трубу). Тщательней надо, тщательней).
Кому читать: всем, кто интересуется возникновением новых рынков и всяческими инновациями.
Оценка: 6 из 10.
Tags: бизнес литература, менеджмент
Subscribe

  • Лошадь или бронепоезд?

    Канадец Алекс Колвилл, современный реализм. Один из самых известных канадских художников. Его картина «Лошадь и поезд» напомнила…

  • Мужская психология

    Как-то беседовал Есенин с Мариенгофом. - А ведь у меня, Анатолий, женщин было тысячи три. Тот, наблюдавший жизнь лучшего, пожалуй, друга, в…

  • Красота по-японски

    Хотите японский стих про красоту? Это хайку Ёсы Бусона: Красной сливы цветы Упали и пламенем будто зажгли Помёт жеребца 紅梅の落花燃ゆらむ馬の糞 ко:бай-но/…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments